О деятельности совместного проекта ПРООН и Министерства финансов Республики Узбекистан «Содействие развитию потенциала Фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель»

3 февраля, 2013

В соответствии с поручением Кабинета Министров Республики Узбекистан за № 02/15-726 от 09.07.2009 Департамент по управлению Фондом мелиоративного улучшения орошаемых земель (далее Департамент) при Министерстве финансов Республики Узбекистан определён национальным исполнительным агентством проекта «Содействие развитию потенциала Фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель».

Такое содействие со стороны ПРООН было обусловлено исключительной государственной важностью создания Фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель (далее — Фонд) и Департамента, определённой целым рядом принятых Указов и Постановлений Президента и Правительства Республики Узбекистан, об организации широкомасштабных работ в рамках специальной Государственной программы мелиоративного улучшения орошаемых земель на 2008 – 2012 г.г. с ежегодным выделением до 80-110 млн. долларов США госбюджетных средств.

Основными принятыми для технического содействия направлениями деятельности проекта, фактически начатого в 2010 году и завершающегося в декабре 2012 году, являются:

1. Институциональное и организационное развитие;

2. Подготовка и оценка проектных предложений;

3. Законодательная поддержка;

4. Пилотные демонстрационные участки.

Деятельность проекта в этих направлениях позволила достичь следующих результатов:

1. Институциональное развитие и повышение потенциала

В рамках этого направления привлекались два международных консультанта, которыми были предложены стратегия и рекомендации, направленные на совершенствование существующей процедуры исполнения Государственной программы мелиоративного улучшения орошаемых земель и расширение сферы деятельности Фонда; включение вопросов предотвращения возможности засоления орошаемых земель; повышение эффективности выделяемых инвестиций в мелиоративное улучшение орошаемых земель; укрепление институциональной структуры Департамента по управлению Фондом.

Выработанные на этой основе предложения по совершенствованию структуры и деятельности Департамента ФМУОЗ и повышению эффективности вкладываемых средств в мелиоративное улучшение орошаемых земель вошли в план мероприятий Фонда по подготовке Госпрограммы мелиоративного улучшения орошаемых земель на 2013-2017 годы.

На этапе программной оценки деятельности Фонда были определены следующие пять фокусных направлений для повышения эффективности осуществляемых работ:

— разработка стратегии совместного рассмотрения ирригационных и дренажных проблем, а также водосбережения;

— правовые аспекты и направления совершенствования законодательной базы мелиоративного улучшения орошаемых земель;

— сруктурное и процедурное совершенствование в целях повышения эффективности осуществляемых мероприятий;

— обучение и техническое оснащение организаций участниц мелиоративного улучшения орошаемых земель;

— кадровое развитие организаций участниц мелиоративного улучшения орошаемых земель.

В рамках плана повышения потенциала с участием международных консультантов проведён ряд семинаров и тренингов:

— по программному и институциональ­но-организационному развитию;

— по использованию ГИС технологий для составления карт мелиоративного кадастра и ведению базы данных, а также по подбору и испытанию экспресс методов оценки минерализации почвы и воды;

— по лазерной планировке и глубокому рыхлению для работников Областных Гидрогеолого-мелиоративных экспедиций (ОГМЭ) и Государственных Унитарных Предприятий (ГУП) Сырдарьинской области с выдачей сертификатов оператора 17 механизаторам;

На основе проведенных тренинговых мероприятий подготовлены практические руководства:

— по использованию ГИС технологий в практике ОГМЭ;

— оператора лазерной планировки поверхности поля;

— по дренированию орошаемых земель.

В соответствии с общим планом деятельности проекта были предусмотрены две ознакомительные поездки в США. Организация и проведение обеих поездок в США проводились при совместной поддержке Посольства США в Узбекистане в рамках программы Международных Визитёров и ПРООН. Первая поездка состоялась в период с 30 октября по 9 ноября 2010 года для 10 человек представляющих Кабинет Министров, Минсельводхоз РУз и его организации, Департамент по управлению Фондом мелиоративного улучшения орошаемых земель Минфина РУз, ПРООН и проект «Содействие развитию потенциала Фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель». Вторая поездка, также для 10 человек состоялась в период с 10 по 21 декабря 2011 года.

Кроме того, была организована дополнительная поездка в Турцию (03-09 декабря 2011 г.)

2. Разработка и оценка

программ и проектов

В рамках этого направления привлекался международный консультант по экономическим вопросам, деятельность которого была посвящена оценке существующего порядка подготовки проектов и предложениям по привлечению донорских средств для повышения потенциала Фонда. В результате этих работ разработано практическое руководство и проведены семинары по определению экономической, социальной и экологической эффективности проектов.

Далее в развитие этих работ силами местных консультантов проведены практические семинары по адаптации разработанного международным консультантом руководства и обучению специалистов организаций Фонда навыкам подготовки и оценки мелиоративных проектов на базе международного опыта.

Применение этих методов обеспечит:

• повышение качества анализа, проводимого при оценке и выборе вариантов проекта и принятия решения по его финансированию;

• методологическую основу оценки принимаемых инвестиционных решений с помощью последовательного анализа их эффективности;

• возможность прослеживания влияния результатов проекта и услуг, которые будут оценены с точки зрения их выгод и затрат для общества в целом.

3. Законодательная поддержка

В рамках этого направления был привлечён международный консультант по юридическим вопросам в области ирригации и дренажа, который разработал заключительный отчёт с обзором и оценкой действующего законодательства и нормативно-правовой базы мелиорации орошаемых земель в Узбекистане. В результате своей деятельности им выполнены:

• Обзор национального законодательства, в соответствии с которым осуществляются текущие проекты в области мелиорации орошаемых земель;

• Оценка действующего законодательства и нормативно-правовой базы, относящейся к мелиорации орошаемых земель;

• Обучение международному опыту в сфере правового регулирования вопросов относящихся к мелиорации орошаемых земель;

• Разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы в области орошаемого земледелия;

• Подготовка плана укрепления нормативно-правового потенциала Фонда МУОЗ и Республики Узбекистан в области орошаемого земледелия.

4. Пилотные

демонстрационные участки

Выполнены работы по лазерной планировке и глубокому рыхлению с внесением удобрений на пилотных участках в Мирзаабадском районе Сырдарьинской области и Кувинском районе Ферганской области.

Для лазерной планировки использовалось оборудование, ранее поставленное (в 2007 году) в рамках проекта Азиатского Банка Развития «Поддержка развития инфраструктуры, а также реструктуризированных хозяйств в Акалтынском районе Сырдарьинской области», которое из-за недоукомплектованности и отсутствия квалифицированных специалистов оно практически простаивало до начала проекта.

Учитывая наличие этого оборудования, проект привлёк соответствующих консультантов, отладил оборудование и в течение ноября месяца 2010 года провёл полный цикл работ по лазерной планировке и глубокому рыхлению. Причём при проведении планировки за счёт срезок, примыкающих к полю возвышенных участков, площадь демонстрационного поля расширилась с 12,6 до 15,6 гектаров, то есть на 24%.

Для эффективного использования указанного оборудования и повышения потенциала в процессе осуществления этих работ, были проведены тренинги для специалистов ОГМЭ, ГУП и других водохозяйственных организаций Сырдарьинской области, 17 из которых доказав свою подготовленность, получили сертификаты «Оператора лазерной планировки».

Восстановление лазерного оборудования и подготовка операторов явилось основой распространения передовой зарубежной технологии и на другие объекты в рамках проектов JIRCAS (Японский международный исследовательский центр сельского хозяйства), Всемирного банка (Проект поддержки сельскохозяйственных предприятий, 2-фаза), Кувейтского фонда (Восстановление ирригационной сети и дренажной системы в Джизакской и Сырдарьинской областях) и др.

Вслед за лазерной планировкой на демонстрационном поле, было проведено испытание закупленного в рамках проекта навесного оборудования (рыхлитель РМУ-2) к тяговому трактору К-700 и проведены три варианта рыхления почво-грунтов на трёх (начальном, среднем и конечном) контурах поля, соответственно на глубины 90 см; 60 см и контроль — обычная пахота на глубину 30-35 см.

Наблюдения за развитием растений по всем трём вариантам проводились на фоне одинаковых агротехнических мероприятий, включающих лазерную планировку, внесение удобрений, полив хлопчатника, культивацию и все другие виды полевых работ. Результаты фенологических наблюдений и полученный урожай хлопчатника превзошли все ожидания! На варианте 1 (90 см) и варианте 2 (60 см) скорость созревания хлопчатника, количество и размеры его коробочек резко отличались от контрольного варианта. В итоге полученный урожай хлопчатника на первом и втором вариантах составил соответственно 33-37 ц/га, против 25 ц/га на контрольном варианте. Причём, урожайность даже на контрольном варианте оказалась выше, чем на таких же (но без планировки) соседних полях, на 10-12 ц/га. Сопоставление достигнутой прибавки в урожайности хлопчатника с энерго- и трудозатратами по первому и второму вариантам показали целесообразность (для этих условий) рыхления не менее 60 см. Эти результаты наглядно демонстрируют высокую эффективность осуществления агромелиоративных мероприятий по лазерной планировке и глубокому рыхлению почво-грунтов и могут служить примером для распространения этого опыта в аналогичных условиях. Поэтому, на базе этого участка были проведены производственно-практические и теоретические семинары для фермеров, руководителей АВП, представителей водохозяйственных и строительных организаций, а также руководителей местных органов власти.

Этот опыт с энтузиазмом подхвачен и передовыми фермерскими хозяйствами других районов и они начали самостоятельно проводить мероприятия по планировке полей и их рыхлению с помощью восстановленного специалистами проекта оборудования и обученных специалистов. Например в тот же год были выполнены такие работы на площади 40 га фермерским хозяйством «Хуршид Рахматулла Хамкор» в АВП «Янгиобод», Мирзаабадского района, на площади 20 га в двух фермерских хозяйствах АВП «Бобур», Акалтынского района и т.д.

Аналогичные мероприятия по лазерной планировке и глубокому рыхлению были проведены при поддержке Фонда и на пилотном объекте в Кувинском районе Ферганской области. В отличие от работ в Сырдарьинской области, исходя из специфики этого объекта, проводимый здесь цикл работ сопровождался земельным переустройством, позволившим создать единый поливной участок площадью 10,6 га вместо пяти мелких полей, разделённых отдельными оросителями и высаженными вдоль них тутовыми деревьями.

Одновременно с этими работами, проведёнными после окончания аномально непрерывных осадков, весной 2012 года, в экспериментальном порядке были построены шесть вертикальных скважин комбинированного дренажа, подключённых к открытому коллектору, дренирующему этот участок.

Комбинированный дренаж представляет собой систему из горизонтальных дрен (коллекторов), размещаемых в слабопроницаемом покровном мелкозёме, и подключённых к ним вертикальных самоизливающихся скважин, установленных водоприёмной частью в хорошо проницаемый подстилающий слой.

На фоне такой системы возникающий при поливах напор, сопровождаемый подъёмом грунтовых вод, передаётся в нижний хорошо проницаемый слой и формирует приток к вертикальным скважинам и самоизлив в сеть горизонтального дренажа.

Таким образом, самоизливающиеся скважины, размещаемые вдоль дрены, усиливая её действие, соответственно позволяют значительно расширить междренные расстояния.

Сочетание новой системы дренажа с самоизливающимися скважинами усилителями и лазерной планировкой с глубоким рыхлением позволили обеспечить повышение коэффициента земельного использования и экономию оросительной воды более чем на 10 %, увеличение равномерности увлажнения и скорости понижения уровня грунтовых вод более чем в два раза. Кроме того, переход на комбинированный дренаж с самоизливающимися скважинами усилителями позволил полностью исключить потребность в электроэнергии, необходимой при дренировании традиционным вертикальным дренажом до 700-800 квт/час на каждом гектаре. Достигнутая в результате этих мероприятий урожайность хлочатника превысило 36 ц/га, против полученных на этом поле в прошлом году 27,0 ц/га.

По результатам работ на пилотных демонстрационных участках проектом:

— изданы практические пособия по дренированию орошаемых земель и по лазерной планировке земель с глубоким рыхлением почво-грунтов.

— выполнены работы по созданию основ системы сбора и обработки данных, сформирован алгоритм единой системы геоинформационной базы данных, его испытание и отладка в процессе совместной работы с ОГМЭ пилотных областей, по обработке и хранению данных, составляющих основу ГИС-карт мелиоративного кадастра;

— подготовлен и запущен трёхъязычный (Русский, Узбекский, Английский) вебсайт проекта www.lrf.uz для обмена информацией и распространения передового опыта.

— подготовлены практические пособия по созданию и поддержанию геоинформационной системы «Мелиорация» и оперативному управлению веб-сайтом www.lrf.uz для специалистов организаций ФМУОЗ.


В рамках этого же направления закуплено оборудование и приборы для химических лабораторий пилотных ОГМЭ, а также необходимая оргтехника и программные продукты для формирования и управления базой данных ОГМЭ на основе современных ГИС технологий.

Кроме того, на демонстрационных участках установлены приборы и оборудование для наблюдения за уровнем и минерализацией грунтовых вод, засолением почво-грунтов, испарением, притоком и оттоком поверхностных и дренажных вод для оценки эффективности, осуществляемых мероприятий.

Низамидин Рахимов,

Руководитель Проекта «Содействие развитию потенциала

Фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель»

(материал опубликован в специальном выпуске информационно-аналитического и научно практического журнала «Экология хабарномаси-Экологический вестник» №11/2012 )

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x