Техническая ознакомительная поездка в Турцию в целях изучения опыта по реализации ирригационных и мелиоративных программ (в период с 03 декабря по 09 декабря 2011 г.)

11 февраля, 2013

Главной целью данной поездки было ознакомление с передовым опытом Турции по техническими аспектам подготовки и реализации стратегии мелиоративного улучшения орошаемых земель, путём решения таких вопросов, как: 1) Порядок и процедуры формирования программы мелиорации и проектов строительных и ремонтно-восстановительных работ; 2) Организация и технология производства гидромелиоративных работ и 3) Техника и технические средства для выполнения мелиоративных работ. Логистическая поддержка в ходе поездки была оказана компанией Mehmet Gunes Insaat AS.

Первый день – 3 декабря 2011 года, с прибытием в Анкаре встретились с представителями строительной компанией «Mehmet Gunesh», которая является один из крупных компаний Турции по строительству водохозяйственных объектов не только в Турции, но и в других странах мира.

Руководитель компаний господин MehmetGunes ознакомил нас со структурами и деятельностями компаний. Компания основана в 1968 году и в 1992 году стала Открытым Акционерным Обществом. Компания имеет 11 дочернее предприятие, в том числе 3 занимаются строительством водохозяйственных объектов. Все этапы строительных работ, начиная проектно-изыскательных и кончая сдачи в эксплуатации завершённых строительством объектов, будут выполнены компанией. Второй день ознакомились составами, техническими параметрами строящихся водохозяйственных объектов, а также организацией и технологией работ.

5 декабря прибыли в Генеральном Директорате Аграрной реформы (ГДАР) при Министерстве Сельского хозяйства и земледелий. При участии генерального директора управления господина Gursel Kusek были обсуждены вопросы роли организаций в процессе мелиоративного улучшения орошаемых земель (МУОЗ), правовыми, институциональными, финансовыми аспектами организации, взаимодействие с другими заинтересованными министерствами и организациями, накопленный опыт и результаты. Тот же день, после обеда прибыли в Генеральном Директорате Государственных Гидротехнических работ (ГДГГР) при Министерстве Окружающей среды и леса, который основан в 1936 году по инициативу Ататурка. Там была организована презентаций с участием руководящих персоналов Директората. Презентация прошла под председательством заместителя Генерального Директората господина Cuniyt Gerek, на котором выступили начальников отдела представлением информаций о роли Директората в процессе формирования, утверждения и реализации государственной программы по направлению строительство и реконструкции водохозяйственных объектов, о взаимосвязи с научными и общественными организациями.

Ряд государственных организаций в Турции прямо и косвенно заинтересованы в дальнейшем освоении и охране водных ресурсов. Институциональная структура состоит из трёх уровней: высший уровень, на котором принимаются решения; уровень, на котором эти решения исполняются; уровень водопотребителей. На уровне принятия решений находятся Премьер-министр, государственная планирующая организация и соответствующие министерства. Правительственные учреждения, подчиняющиеся министерствам, находятся на уровне исполнительной власти. На уровне водопотребителей существуют как государственные, так и негосударственные организации, занимающиеся эксплуатацией и техническим обслуживанием водных проектов. Согласно закону об учреждении ГДГГР, основные функции в водохозяйственной сфере закреплены за этим Директоратом.

В соответствии с недавно принятой стратегией на Ассоциации водопотребителей (АВП) возложена ответственность за эксплуатацию и техническое обслуживание государственных оросительных систем, которые были спроектированы, построены и эксплуатируются Директоратом. Хотя система все еще находится в собственности Директората, АВП предоставлены полномочия по сбору платы за использованную воду с фермеров. В Турции существует пять типов АВП различных уровней, а именно: ирригационные группы, ирригационные кооперативы, ассоциации водопотребителей, юридические субъекты, расположенные в сельской местности и муниципалитеты.

При муниципалитетах также действуют местные организации, ответственные за использование воды для нужд коммунально-бытового водоснабжения, а также за эксплуатацию систем дождевых и сточных вод на территории конкретного муниципалитета.

6 декабря была организована полевая поездка по строящимися водохозяйственными объектами ГДГГП. Сначала посетив в областное подразделение ГДГГП ознакомились с масштабами и объемами выполняемых работ. Далее прибыли на плотине «Ататурк», где имеется водохранилище, вместимостью 46 млрд. м3 с акваторией 817 км2. Подвешенная площадь орошения составляет 867000 га. После обеда посетили в машинную систему орошения «Бозова», построенная по заказу ГДГГП и предназначена для орошения более 45 тыс. га земли.

7 декабря была организована поездка в Юго-восточный Анатолийский проект (GAP). Начальник отдела по мелиорации и дренажу Главного Директората Аграрной реформы (господин Husein Gunor ознакомил нас с деятельностью ГДАР в сфере реализации проектных и строительных работ на объектах мелиорации, а также техниками и технологиями, применяемыми оборудованиями и материалами для этих целей. Там мы посетили в объект, где ознакомились с процессами строительство закрытого горизонтального дренажа (ЗГД).

Юго-восточный Анатолийский проект (GAP)

В течение многих десятилетий юго-восточная часть Анатолии была наименее экономически развитым регионом, намного отстающим от остальных регионов страны. Юго-восточный Анатолийский проект (GAP — его турецкая аббревиатура), инициированный в 1976 году, реализуется в девяти провинциях, охватывая примерно 10% населения Турции. Регион, включающий провинции Адияман, Батман, Диярбакир, Газиантеп, Мардин, Сиирт, Шанлиурфа, Ширнак и Килис в юго-восточной части Анатолии, называется «Регион GAP». Граничащая с Сирией на юге и с Ираком на юго-востоке данная территория имеет общую площадь 75,358 квадратных километров, что составляет 9,7% от общей территории Турции. Этот регион находится в низовьях рек Евфрат (Фират) и Тигр (Дикль). Евфрат и Тигр, являясь двумя важнейшими ответвлениями бассейна реки Шатт-аль-Араби, представляют собой главные речные системы, протекающие через территорию юго-восточной Турции. Данная территория богата водными и земельными ресурсами; на реки Евфрат и Тигр приходится свыше 28% поверхностных вод Турции.

Юго-восточный Анатолийский проект является наиболее комплексным проектом из тех, что когда-либо были реализованы в Турции. Помимо дамб, гидроэлектростанций и систем орошения на реках Евфрат и Тигр, комплексным проектом GAP предусматривается развитие коммуникаций, жилищного строительства, промышленности, образования, здравоохранения и других сфер услуг. С учётом положения, которое занимает данный регион в общегосударственной социально-экономической структуре, с учётом потенциала развития и существующих проблем, а также национальных стремлений к развитию, целями развития региона GAP являются следующие:

• Освоить все земельные и водные ресурсы региона в целях достижения ускоренного социально-экономического развития,

• Сократить разрыв между данным регионом и другими территориями страны путём увеличения производства и повышения благосостояния,

• Повысить производительность и уровень занятости в регионе,

• Удовлетворить возросшую потребность в инфраструктуре, ставшую следствием бурного роста населения и урбанизации,

• Организовать экономическую и материальную инфраструктуру в сельской местности таким образом, чтобы ресурсы использовались наиболее рациональным образом, а также, чтобы направить урбанизацию в нужное русло,

• Способствовать достижению национальных целей устойчивого экономического развития и содействовать развитию экспорта путём эффективного и рационального использования ресурсов региона.

Дренажные проблемы, с которыми сталкивается Юго-восточный Анатолийский проект (GAP)

На данный момент на территории региона GAP действует 20% ирригационных проектов, и более половины этой территории орошается на равнине Урфа-Харран. На местах возникли некоторые проблемы, которые включают следующее:

— конфликты по поводу распределения воды между потребителями

— засоленность

— отсутствие малозатратных водосберегающих технологий

Как бы то ни было, после 15 лет применения практики орошения возникли проблемы с засоленностью. Причин этому может быть несколько, но основными являются избыточные поливы, рельеф земели и структура почв, заболачивание и засоление. Проблемы с засолением почв и заболачиванием (высокий уровень грунтовых вод) в южных районах равнины возникли до того, как было начато орошение с помощью трубопровода, однако впоследствии они только усугубились. На сегодняшний день поля многочисленных деревень, находящихся на территории равнины, подвержены пагубному влиянию высоко расположенных грунтовых вод. По наблюдениям небольшие запруды, которые образовались на заселенных участках, угрожают здоровью проживающего там населения, а большинство домов находится под угрозой разрушения.

Между тем, эти проблемы характерны не только для долины Урфа-Харран. Чрезмерное и неправильно использование оросительной воды, как правило, приводит к масштабному подтоплению и заболачиванию, засолению и чрезмерному использованию ресурсов подземных вод. Это также приводит к загрязнению грунтовых вод, и, следовательно, усугубляет борьбу между другими секторами и между потребителями, находящимися ниже по течению, за получение водных ресурсов, а также является причиной возникающих экологических проблем и факторов риска, угрожающих здоровью населения.

Предполагается, что на территории региона GAP будет проложено 22 000 км открытых коллекторов. Эти коллектора предназначены для сбора и отвода стока от весенних дождевых осадков, а также избыточной воды, скопившейся в результате орошения в летний период. Дренажная система состоит из различных уровней. Самый большой сегмент, магистральный или основной коллектор, как правило, располагается в нижней части участка, охватываемого проектом. В него поступает вода, стекающая из следующего уровня коллектора, вспомогательного и доводит воду до точки сброса. Магистральные и вспомогательные коллекторы могут также служить для транспортировки воды, полученной за пределами проектного участка, и доведения ее до точки сброса. Основные коллекторы зачастую являются очень большими, например, основной коллектор по проекту, реализованному в долине Урфа-Харран, имеет пропускную способность равную 70 м3/с.

В целях решения дренажных проблем и проблем, связанных с засолённостью на территории равнины Урфа-Харран, ГДГГР совместно с Генеральным Директоратом по аграрной реформе (ГДАР) разрабатываются и строятся системы закрытого дренажа. На данной территории действующая дренажная система включает открытые коллектора, которые были сооружены ГДГГР. Кроме того, в юго-восточной части равнины на площади примерно в 28 000 гектаров был проложен закрытой дренаж, средней глубиной около 2-3 м. В дополнение ГДАР занимается укладкой закрытого дренажа на территории площадью в 25 000 гектаров. Коллектор и боковые притоки имеют соединение с закрытыми дренами. Таким образом, общая площадь территории, на которой будут проложены системы закрытого дренажа, составит 65 000 гектаров.

Заключение

Водохозяйственное планирование в Турции осуществляется Генеральным Директоратом государственных гидротехнических работ (ГДГГР). В настоящее время данный Директорат придерживается подхода, предусматривающего реализацию комплексных проектов регионального развития. И проект GAP, ознакомление с которым было организовано в рамках проведённой ознакомительной поездки, прекрасный пример применения данного подхода. В то же время за последнюю пару лет частный сектор также научился проектировать, строить и эксплуатировать небольшие гидроэлектростанции (ГЭС) и системы орошения. Однако частный сектор пока ещё не заинтересован в том, чтобы заниматься оросительными системами. Примером тому может служить гидроэлектростанция Мурат, возводимая компанией Mehmet Gunes Insaat. Управление всеми построенными ирригационными системами передаётся АВП, и эксплуатация осуществляется ими же. Мероприятия по внутрихозяйственному дренажу осуществляются Генеральным Директоратом по аграрной реформе (ГДАР). Все работы, связанные с планированием, проектированием и проведением тендеров, выполняются также ГДАР.

Полученная информация в сфере реализации проектных и строительных работ на объектах мелиорации, техники и технология строительство, применяемые оборудования и материалы для этих целей и а также презентационные материалы будут полезными при планировании дальнейших работ в направлении повышения потенциала Фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель.

Асилбек Юсупов,

директор Департамента управления Фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель,

Низамидин Рахимов,

Руководитель проекта ПРООН «Содействие развитию потенциала Фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель»

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x