Министерством юстиции изучено регулирование сферы общественного питания. В ходе изучения были проведены опросы среди 2,1 тыс. представителей предприятий общественного питания, проанализированы нормативно-правовые и технические акты, регулирующие данную сферу, в том числе статистические и другие данные госорганов.
Анализ показал наличие ряда проблем в данной сфере, которые нуждаются в скорейшем решении.
Во-первых, устаревшее законодательство.
Нормативно-правовые и технические акты, регулирующие данную сферу, устарели и не соответствуют практике ведения современного бизнеса. К примеру, ресторан должен вывесить объявление за неделю до закрытия для проведения уборки, ремонта и прочих работ. В случае несоблюдения этого правила, ресторан налагается штрафом в размере 2 миллиона сум.
Кроме того, санитарные правила и нормы в сфере обслуживания общественного питания (СанПиН 0309-14) также не соответствуют современным требованиям, в результате чего, следовать двадцати из них стало невозможным.
В частности, блюда нельзя готовить на плитах с углем, дровами, твердым топливом (это требование не может быть выполнено, если зимой ограничена подача газа). Другим примером является то, что для 12 видов продуктов должны быть отдельные ножи (на практике большинство предприятий общественного питания не используют отдельные ножи для каждого продукта).
Во-вторых, налоговое бремя и сложное налоговое администрирование.
Организации общественного питания платят 7-9 видов налогов. В частности, налог с оборота (оборот до 1 млрд сумов), налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, социальный налог, налог на доходы физ. лиц (в качестве налогового агента), налог на имущество, земельный налог, налог за пользование водными ресурсами, сбор, взимаемый за право реализации алкогольной продукции (при реализации алкогольной продукции).
Согласно опросу, высокая налоговая нагрузка вынуждает 61% предприятий общественного питания уклоняться от уплаты налогов.
Кроме того, оплата разного вида налогов сама по себе усложняет налоговое администрирование в отношении них: предприятие должно платить налоги по 6 различным периодам времени, а также сдавать налоговые отчеты по 5 различным периодам времени.
Таким образом, почти 1/3 опрошенных испытывают трудности с пониманием налогового законодательства при осуществлении своей деятельности.
В свою очередь, эти факторы приводят к высокой (30-40%) доле теневой экономики в отрасли.
В-третьих, многочисленные проверки.
Предприятия общественного питания постоянно беспокоят более 10 государственных органов (налоговая, пожарная, санитарная, трудовая, правоохранительные органы, ЖКХ и др.).
В 2020-2021 годах проведено около 8000 проверок тремя ведомствами (налоговой, пожарной, санитарной). То есть, ежегодно проверяется в среднем 14,5% предприятий общественного питания.
Однако, представители предприятий, участвовавших в опросе, высказали иное мнение, то есть, 2,1 тыс. респондентов отметили, что ежемесячно проводились 3 проверки, это показывает, что фактическое количество проверок составляет 5,5 тыс. в месяц, а также наличие случаев незаконной проверки.
Предприниматели отрасли рассказали, что больше всего проверок проводятся налоговыми органами, затем органы санитарного и пожарного надзора, правоохранительные органы (в основном по приостановке деятельности в ночное время).
В-четвертых, случаи допущения коррупции при проведении проверок.
Правила, регулирующие данную сферу сложны, и поэтому в деятельности предприятий общественного питания могут быть нарушения. Эти нарушения влекут за собой проверки, которые в последствии могут привести к коррупции. К примеру, 26,4% респондентов (905) заявили, что сталкивались со случаями коррупции в налоговых, 20,3% (697) в санитарных и 11,3% (387) в органах пожарного контроля, а также отметили, что наиболее распространенным видом коррупции является бесплатное обслуживание сотрудников государственных органов.
В-пятых, проблемы с подключением к инженерно-коммуникационным сетям и перебои в поставках газа, электроэнергии и воды.
63,4% опрошенных представителей предприятий общественного питания подчеркнули, что при начале своей деятельности они сталкивались с проблемами, связанными с подключением к объектам инфраструктуры.
Перебои с поставками также остаются для них обычным явлением. В частности, 36,3% (766 человек) опрошенных имеют проблемы с водоснабжением, 35,2% (742 человека) с газоснабжением, 28,5% (602 человека) с электроснабжением.
В-шестых, неформальный наем работников.
Как правило, рестораны, кафе и кухни нанимают таких работников, как повара, официанты, уборщицы, по устному соглашению без заключения трудового договора.
Согласно данным Госкомстата на предприятиях общественного питания работают более 300 тысяч человек, из них более 200 тысяч или 2/3 – неофициально.
Конечно же неофициальное привлечение трудовых ресурсов не выгодно как для предприятий (т.к. имеется риск наложения административного штрафа), так и для работников (т.к. трудовые права не гарантированы). Кроме того, это явление также неблагоприятно и для государства, так как из-за неуплаты социальных и подоходных налогов, идет недопоступление госбюджет.
В частности, опрошенные ответили, что они неформально платили своим сотрудникам в среднем 1,8 млн сум в месяц. Проанализировав эти данные можно сделать вывод, что в госбюджет не поступает около 1,6 трлн сумов (социальный и подоходный налог) ежегодно.
Вышеуказанные проблемы, можно подчеркнуть, как основные, кроме них, предприятия общественного питания имеют и другие проблемы (высока потребность в наличных деньгах для покупки продуктов питания, стоимость аренды и т.д.).
В то время, как мы хотим добиться больших успехов в области туризма, указанные проблемы сдерживают развитие отрасли в полном потенциале.
Качество и развитие услуг общественного питания, безусловно, привлекут внимание иностранных туристов, а имеющиеся в сфере проблемы «цепной реакцией» сдерживают развитие туризма.
По этой причине, Министерство юстиции разработало предложения по решению этих вопросов и направил их в соответствующие органы.