ТОП 10. Рейтинг конкурентоспособности плодоовощной продукции Узбекистана на внешних рынках

26 мая, 2022

Эксперты ИПМИ (Институт прогнозирования и макроэкономических исследований)  провели повторную оценку конкурентоспособности плодоовощной продукции Узбекистана на внешних рынках.

В июне 2021 года Институт уже публиковал результаты оценки конкурентоспособности плодоовощной продукции, но тогда расчеты были произведены на основе данных по 4-значному ТНВЭД. Настоящая оценка отличается тем, что за основу взяты данные по 6-значному ТНВЭД, таким образом вместо 35 рассмотренных товарных групп ранее в этот раз мы оценили 127 товарных групп плодоовощной продукции.

Для расчёта индексов RCA (Revealed comparative advantage) и Лафея (LFI) были использованы статистические данные базы UN Comtrade по группам 07,08,20 ТНВЭД за период 2017-2021гг. в текущих ценах в долларах США

Одним из наиболее распространенных показателей для оценки международной конкурентоспособности в практике является индекс RCA (Revealed comparative advantage) или Индекс выявленных сравнительных преимуществ.

Но учитывая, что RCA имеет дело только с экспортом, не принимая в учет импорт, что может привести к некорректным результатам, экспертами ИПМИ были также проведены альтернативные расчеты конкурентоспособности на основе индекса Лафея (LFI). Особенность индекса Лафея (LFI) состоит в том, что он позволяет определить вклад отдельных товарных групп в нормированный торговый баланс страны.

На основе сравнения средних значений индексов RCA и LFI, полученных из расчетов, эксперты ИПМИ произвели группировку плодоовощной продукции по 3 группам: 1) товары, имеющие существенные сравнительные преимущества на внешних рынках; 2) товары, которые находятся в «пограничном» состоянии, т.е в отдельные годы они конкурентоспособны на мировом рынке, в другие – не конкурентоспособны, и сильно зависят от конъюнктуры внешнего рынка, 3) товары, не обладающие сравнительными преимуществами на внешних рынках.

Таким образом, удалось определить 36 групп товаров, по которым Узбекистан обладает однозначными сравнительными преимуществами на внешних рынках и 58 групп товаров, по которым сравнительных преимуществ не имеется. Сравнительные преимущества или их отсутствие по оставшимся 33 группам товаров неоднозначны и зависят от конъюнктуры рынка.

К ТОП 10 товаров с наибольшими сравнительными преимуществами на мировых рынках в период 2017-2021 гг. относятся: Прочая фасоль (vinga spp., phaseolus spp.) сушеная, лущенная, очищенная от семенной кожуры или неочищенная, колотая или неколотая (код ТНВЭД 071339); Свежие абрикосы (код ТНВЭД 080910); Фасоль видов vinga mungo (l.) нepper или vinga radiata(l.) Wilczek сушеная, лущеная, очищенная от семенной кожуры или неочищенная, колотая или неколотая (код ТНВЭД 071331); Хурма (код ТНВЭД 081070); Виноград сушеный (код ТНВЭД 080620); Чернослив сушеный (код ТНВЭД 081320); Черешня (код ТНВЭД 080929); Абрикосы сушеные (код ТНВЭД 081310); Яблоки сушеные (код ТНВЭД 081330); Прочие овощи и овощные смеси, консервированные для кратковременного хранения, но не пригодные в таком виде для употребления в пищу (код ТНВЭД 071190).

ТОП 10 видов плодоовощной продукции Узбекистана, обладающих наибольшими сравнительными преимуществами на мировом рынке в 2017-2021г.

* данная категория в экспорте Узбекистана в основном представлена экспортом маша

** в данной категории превалируют каперсы

Справочно: RCA это индекс выявленных сравнительных преимуществ. Если индекс RCA больше 1, то считается, что страна обладает конкурентным преимуществом в производстве товара X. Чем больше индекс, тем больше конкурентное преимущество. Чем ниже индекс RCA, тем менее конкурентоспособным является товар. Например, из выше приведенной таблицы видно, что наибольшим конкурентным преимуществом обладает товар – Прочая фасоль (168,9).

LFI это торговые индексы для расчета сравнительных преимуществ на основе данных по чистым торговым потокам, если индекс LFI по товару Х принимает значения больше 0, продукция считается конкурентоспособной на мировом рынке, соответственно отрицательное значение свидетельствует о ее неконкурентоспособности. Например, товар Хурма имеет значение 0,15 индекса LFI, а товар Черешня – 0,32. Значит Черешня имеет более высокую конкурентоспособность, чем Хурма.

Проведённое исследование показало, что в основном конкурентоспособной на мировом рынке является свежая плодоовощная продукция или продукция с неглубоким уровнем переработки. Следующим этапом необходимо разработать Программу увеличения конкурентоспособности плодоовощной продукции и продуктов её переработки. В ее рамках следует акцентировать внимание на отдельных видах плодоовощной продукции с учетом предпочтений на мировом рынке (по сортам и качеству) и имеющегося потенциала отрасли в Узбекистане.

*Детальный анализ сравнительных преимуществ плодоовощной продукции может быть предоставлен по запросу в ИПМИ.

Дарья Ильина, руководитель проекта

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x