Мясо считается одним из самых полноценных пищевых продуктов, придающим материал для роста мышц, так необходимый нашему телу, а также обеспечивающим организм силой и жизненной энергией. В мясе содержится большое количество необходимых витаминов и питательных веществ, которые довольно сложно получить из других источников. Едят его в вареном, тушеном и жареном видах, а также в виде мясопродуктов (колбас, консервов и т.д.)
Мясо, зачастую, ассоциируется с праздником. Потому что потребление мяса (в умеренных количествах) – это питательно, полезно и главное очень вкусно. Мясо – продукт, который на 80% усваивается человеческим организмом и сочетается с самыми разнообразными продуктами
Мясо является частью человеческого рациона с незапамятных времен. И по прошествии веков, даже с трансформацией человеческих привычек, малоподвижного образа жизни и роста потребления экзотической пищи (тропических фруктов и морепродуктов), мясо по-прежнему вызывает приятные эмоции и обильное слюноотделение.
«Планета мяса». Цифры и факты
Согласно данным Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций, более 100 кг мяса в год приходится на одного жителя в Новой Зеландии и Аргентине, 80-90 кг — на одного жителя в Западной Европе. Меньше всего мясоедов в странах Африки. Так, житель Эфиопии в среднем потребляет около 7 кг в год, Руанды — 8 кг, Нигерии — 9 кг. ФАО подсчитало, что Узбекистан потребляет 28,4 кг мяса на душу населения. И это не очень много. Хотя некоторые политиканы заявляют, что мы едим много мяса. Для сравнения соседний Казахстан употребляет 62,6 кг.
Согласно данным Госкомстата Республики Узбекистан за период 2000-2017 годов объем потребления на душу населения мяса и мясопродуктов увеличился в 1,3 раза. По данным этой организации, озвученным в рамках пресс конференции 30 сентября 2019 года, в Узбекистане в течение года один человек потребляет в среднем 43,2 кг мяса и мясной продукции.
Мировое производство мяса, по прогнозам, будет на 15% выше в 2027 году по отношению к базовому периоду. Мясо птицы остается основным фактором роста в общем объеме производства мяса, но в ближайшем десятилетии рост производства мяса птицы значительно замедлится по сравнению с предыдущим. Рост мирового спроса на животные белки в следующем десятилетии по прогнозам аналитиков увеличится для говядины и мяса овец.
Альтернативная реальность на мировом рынке мяса
В разных странах популярны разные виды мяса. Тренды формируются из нескольких факторов – географического расположения, традиций, религиозных убеждений и конечно доступности, в первую очередь ценовой. Соответственно, и гастрономические привычки и предпочтения людей в разных странах, даже у ближайших соседей, могут сильно разнится. Одни употребляют в пищу мясо оленину и медвежатину, а другие – насекомых и грызунов. Иногда, эти кулинарные предпочтения приводят к большим проблемам. Ярчайшим примером служит пандемия короновируса COVID-19, «спусковым механизмом» для которой стала привычка китайских товарищей поедать летучих мышей.
В каждой национальной кухне любого государства имеется определенный набор ингредиентов. Характерными особенностями узбекской национальной кухни является высокая калорийность, использование большого количества масла и животного жира, а также большого количества специй, приправ и зелени. Мясная продукция, среди прочих продуктов питания, занимает почетное место в пятерке наиболее популярных продуктов, соседствуя с хлебобулочными изделиями, молочными продуктами, фруктами и овощами. Мясо – самый популярный и желанный продукт нашего стола, чаще всего встречающийся в меню заведений общественного питания. Ассортимент мясных блюд впечатляет гостей и балует местных жителей. В почете — баранина, говядина, конина, мясо коз, верблюдов и нежирной птицы. Растет популярность страусиного мяса, связанный с ростом числа ферм по разведению страусов в Узбекистане. Есть и любители отведать блюда из собаки, джейрана, сайгака, ежа и змей.
Мясные гурманы предпочитают красное мясо. Это все виды мяса (мышечной ткани) млекопитающих, включая говядину, телятину, свинину, баранину, конину и козлятину. В кулинарии чаще всего используется мясо крупного и мелкого рогатого скота. Есть и более экзотические продукты – мясо лося, оленя, буйвола, лошади, верблюда, косули, кенгуру. Мясо последних можно встретить в колбасных изделиях. Мясо кенгуру считается отличным экспортным продуктом, из Австралии оно экспортируется в основном в Европу, но и другие страны мира активно покупают кенгурятину для производства мясопродуктов (колбас и пельменей). Для производителя кенгурятина — полноценный заменитель более дорогой говядины. При этом мясо кенгуру поставляется не под маркой кенгурятины, а как мясное сырье.
Растущий уровень конкуренции и оптимизация расходов заставляет производителей мясной продукции искать новые идеи для расширения товарных позиций, поэтому все чаще стали появляются новые деликатесы с добавками различных специй и начинок. В тренде «Веганское мясо», выращенное в лабораторных условиях. Исследования по разработке выращиваемого в лаборатории мяса или так называемого «культивируемого мяса» ведутся уже довольно давно. Первый выращенный в лаборатории бургер был разработан в 2013 году, и с тех пор было успешно создано несколько других видов лабораторного мяса. По прогнозам аналитиков, цена на этот тип мяса будет снижаться в ближайшие годы и что он будет доступен в супермаркетах в ближайшие годы и сможет составить достойную конкуренцию традиционно произведенному мясу.
А пока растущая конкуренция и интерес потребителей заставляют производителей постоянно расширять ассортимент мясных изделий. В тренде «альтернативные» виды мяса — мясо зебры, крокодила, бизона, крыс. Пока в мясо слонов, змей, крыс, ежей, дикобразов и насекомых находятся в категории «экзотика», но с неуклонным ростом населения и они постепенно перейдут в разряд обыденных товаров потребления.
Мурад Насыров