ИФАД – международная кредитно-финансовая организация, являющаяся специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, в мандат которой входит мобилизация ресурсов для развития сельского хозяйства в развивающихся странах, и особенно, поддержка мелких фермерских хозяйств. Главной целью ИФАД является борьба с голодом и бедностью в сельских районах развивающихся стран.
ИФАД функционирует по модели международного финансового института и предоставляет развивающимся странам низкопроцентные кредиты и гранты для финансирования инновационных программ и проектов по сельскому хозяйству и развитию сельских районов. Решение о создании ИФАД было принято в 1974 году, вслед за жестокой засухой и голодом, обрушившимися на Африку и Азию в предшествующие годы. На Всемирной продовольственной конференции 1974 года лидеры стран всего мира договорились о «безотлагательном учреждении международного фонда для финансирования проектов по развитию сельского хозяйства».
Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД) работает с мелкими сельхозпроизводителями в 98 странах и территориях по всему миру, помогая иобеспечить продовольственную безопасность. С 1978 года ИФАД предоставил проектам более 16 млрд долл. США в виде грантов и низкопроцентных кредитов, оказав помощь более 430 млн человек. Кредиты и гранты идут на поддержку развития сельского хозяйства как основного рычага сокращения масштабов бедности. ИФАД защищает интересы бедного сельского населения, помогая создать благоприятные условия для повышения доходов и улучшения уровня жизни путем поддержки необходимых мер, создания инфраструктуры, предоставления ноу-хау и финансовых средств, обеспечения доступа к рынкам сбыта. В рамках своей глобальной деятельности ИФАД поддерживает проекты по развитию сельского хозяйства и сельских районов в десяти странах Европы и Центральной Азии с переходной экономикой: Азербайджане, Албании, Армении, Боснии-Герцеговине, Грузии, Казахстане, Кыргызстане, Молдавии, Таджикистане и Узбекистане.
Проекты ИФАД в Узбекистане
Узбекистан присоединился к IFAD в апреле 2010 г. и в этом же году было одобрено выделение первого кредита и гранта IFAD в размере 9,6 млн долл. и 1 млн дол. США соответственно на финансирование Проекта содействия плодоводческой отрасли ( Horticultural Support Project). Общая стоимость проекта: 31,7 млн. долл. США, в которой 11,4 млн. долл. США вносится Испанским Целевом фондом.
Целью проекта является увеличение доходов и активов мелких сельхозпроизводителей и других работников, занятых в плодоводческом секторе. Проект поддерживает современные эффективные методы ведения сельского хозяйства, облегчает доступ к отечественным и международным рынкам сбыта и направляет финансовые инвестиции в производственные активы. Ожидается, что выгоду от проекта получат 11800 домохозяйств Сурхандарьинской области.
Так, в проекте запланирована следующая деятельность:
• Внедрение современных способов выращивания овощей и фруктов: обновление питомников через создание питомника-«школки» для разведения, тестирования, распространения и сохранения корневого материала современных сортов семян и корнеплодов с целью дальнейшей продажи в садоводческих цепочках и, соответственно, совершенствование методов создания стоимости.
• Модернизация от 10 до 15 частных агрофирм в садоводческом производстве и агроперерабатывающей промышленности.
• Предоставление мелким фермерам с финансирования, доступных инвестиций, технической помощи и организация подготовки кадров.
Проект будет поддерживать инвестиции в этих областях путем создания сельских учреждений рефинансирования и средне-и долгосрочного финансирования для агрофирм по отдельным коммерческим банкам. Проект также содействует модернизации частных предприятий, занимающихся выращиванием плодовых культур и их обработкой, предлагая мелким сельхозпроизводителям доступное финансирование, техническую помощь и обучение. Кроме того, предполагается улучшение сельской инфраструктуры, в частности, за счет передовых систем и технологий орошения.
Благодаря инвестициям ИФАД закладывает основы для развития сельского хозяйства и сельских районов не только в Узбекистане, но также и в прилегающих к нему регионах. В зависимости от полученных результатов, проект может быть применен в схожих районах Узбекистана, в частности, в соседней Кашкадарьинской области.
В продолжение этого проекта в 2014 года ИФАД планирует выделить правительству Узбекистана кредит в размере $22 млн. на развитие плодоовощного сектора в Сурхандарьинской области.. Средства IFAD будут рефинансированы через узбекские банки и выделены фермерским хозяйствам для развития плодоовощеводства . Между фондом и правительством подписан меморандум, в настоящий момент, прорабатываются условия выделения средств в начале 2014 года.
В рамках региональной деятельности ИФАД поддерживает проект «Управление знаниями в рамках Инициативы стран Центральной Азии по управлению земельными ресурсами (ИСЦАУЭР)». Инициатива была создана для поддержки Центральной Азии в рамках реализации Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием. Первая фаза проекта успешно осуществлялась в 2006-2009 гг. В рамках этого этапа был реализован ряд региональных и национальных проектов по управлению земельными ресурсами на общую сумму 155 миллионов долларов США. Вторая фаза будет реализовываться в 2013-2015 гг. Координатор программы — ИКАРДА. В Инициативе принимают участие 5 стран региона (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан).
Данная инициатива направлена на улучшение знаний по управлению земельными ресурсами в регионе, и адаптацию данных знаний к потребностям местного населения (на уровне практического пользования) и руководящих кругов для формирования политики, основанной на более точных знаниях. В рамках инициативы будет создана платформа знаний для объединения сведений, полученных в ходе начального этапа. «Получение новых знаний в одной стране может способствовать повышению уровня знаний в других странах», говорит Алена Рейхмут, Советник региональной программы GIZ по устойчивому использованию природных ресурсов, которая возглавляла команду по анализу, оценке и документированию более 20 передовых практических методов, собранных в ходе начального этапа. Д-р Джозеф Турок, Региональный координатор ИКАРДА по Центральной Азии и Южному Кавказу, комментирует: «Наши основные цели заключаются в улучшении процесса управления знаниями ИСЦАУЗР для содействия широкому распространению методов устойчивого управления земельными ресурсами (УУЗР), чтобы сделать сельскохозяйственные системы более продуктивными и устойчивыми, а также для адаптации к изменению климата».
Данная инициатива также направлена на разработку рекомендаций по эффективному внедрению и распространению мер устойчивого управления земельными ресурсами. Ученые будут работать с целевыми группами, в которые войдут руководящие круги, ответственные за управление земельными ресурсами в каждой стране; неправительственные организации; организации, занимающиеся сельским развитием на уровне стран и всего региона; а также агентства по распространению знаний; фермеры и фермерские организации; а также международные донорские организации, действующие в Центральной Азии.
Проект направлен на четыре основные агро-экосистемы: богарные пахотные земли; орошаемое земледелие; горные экосистемы; и пастбищные угодья.
Ожидается, что в рамках данного проекта, будут улучшены знания относительно адаптации сельского хозяйства к изменению климата и развития сельских регионов. Будет создана платформа знаний, которая будет содержать современную информацию в области земельных ресурсов, отслеживать и оценивать уровень внедрения методов устойчивого управления земельных ресурсов в регионе, и обеспечивать поддержку в разработке политики, основанной на точных знаниях.
Проект будет способствовать адаптации уязвимых групп населения Центральной Азии к изменению климата путем использования передового опыта в области управления земельными ресурсами.
Главными компонентами проекта является:
1. Сбор, документация знаний о наилучших практиках в области устойчивого управления земельными ресурсами, определение и восполнение пробелов в знаниях. Работа по реализации этого компонента включает и определение ареалов применимости практик по устойчивому управлению земельными ресурсами.
2. Определение целевых групп пользователей, типов информационных продуктов и путей распространения знаний. Этот компонент включает поддержку инфраструктуры управления знаниями (веб портал, образовательная платформа, онлайновые базы данных и веб-ГИС, аудиовизуальное содержание и система форумов), а также проведение семинаров и ежегодных дней знаний, дистанционного обучения и пр.
3. Использование знаний в политическом (стратегическом) диалоге с целью расширения возможностей для внедрения практик устойчивого управления земельными ресурсами.