Узбекская кухня славится своими уникальными по вкусовым ощущениям блюдами. Многие пришли к нам из глубины веков и давно обросли легендами. Одна из легенд повествует о блюде «Силтама — кабоб», с которой мы торопимся поделится с нашими читателями.
***
Давным-давно, жил в горной долине добрый дехканин. И случилась в один год страшная засуха. Пересохли речушки и горные саи, даже снежные шапки растаяли на скалистых пиках, подпирающих небо. Засохло все, что посажено было на дехканской земле, одно лишь неприхотливое луковое поле уцелело в палящем зное. Не осталось в доме дехканина ни капли воды. Пришлось зарезать ему своего единственного отощавшего барашка, пока тот сам не умер от жажды.
Взял дехканин куски мяса и пошел по селу, в попытке выменять у соседей хоть маленький хум воды. «- Нет, — качали головой соседи, — Нет и у нас ни капли…» Посмотрел дехканин на никому не нужное мясо и даже заплакать не смог от горя. Слез уж не было, как ни не было дождя над его высохшим полем. — Приходите в мой дом, — сказал он соседям, — изжарю я это мясо на углях, сделаю шашлык, кабоб. Хоть поедим перед смертью.Развел дехканин во дворе костер. Тут подошел к его дому благочестивый путник и попросил напиться. — Простите, уважаемый, — печально сказал дехканин, — нет в наших краях воды уж много месяцев. Не пережить нам это лето. Остались у меня лишь лук да барашек. Пробовал я поесть лук, да стал он горьким без воды, в рот не взять. Вот зарезал барашка, сейчас пожарю, соседи придут, хоть мяса поедим напоследок. Садитесь, уважаемый, к огню, я разделю с вами свой последний ужин. — Остановись, добрый человек. — сказа благочестивый путник. Если ты, измученный жаждой поешь жареного мяса, то этот день и вправду станет для тебя последним. Не вынесет твое иссушенное тело жесткой и сухой еды. Давай-ка ты лучше сюда свой казан. — У меня нет ни воды, ни масла, — сказал дехканин, — Зачем нужен казан? — А и не нужно масла и воды. Принеси ты лучше побольше лука с поля. — Что ты, уважаемый! Лук этот все лето не знал воды, он горький стал, как слезы вдовы. — Доверься мне, добрый человек, — настаивал путник, — неси казан, неси лук. А я пока порежу мясо. Принес дехканин лук. Принялся его чистить. Поглядывает он на мясо в руках путника, качает головой и сетует: — Какое же мясо темное, жесткое и сухое, ни капли жира не осталось на моем бедном барашке. Как же его готовить, как потом есть… — Не печалься, — утешал его путник, складывая мясо в пустой казан. — Положи лук в мясо, все само и случиться. Вон уж у тебя в костре хорошие угли остались, а большего нам и не надо. Спешить нам незачем. С этими словами извлек путник из своей сумы узелок с ароматными травами, семенами да кореньями. Растер их между двумя плоскими камнями, да в казан с благословением всыпал. Поставил казан на тихие угли, крышкой закрыл, и сели они ждать. Это было долгое время. Дехканин и путник сидели на краю высохшего поля под звездным небом и путник рассказывал о краях в которых побывал, чудесах, которые видел. Прошел не один час, к дому дехканина уж собрались соседи на обещанный кабоб. А кабоб в той долине называли шашлык. И присаживались они, словно бледные тени, рядом с путником, и слушали его. А в знойной ночи разносился по долине красивый аромат от волшебного казана, благословленного рукою таинственного путника. Пришло время открыть казан. Подняли крышку жители и ахнули. Там, в казане, иссохшее от жажды и голода мясо барашка превратилось в мягкие, сочные куски. И был казан полон восхитительной ароматной жидкости. Первым делом принялись они разливать в пиалы живительный бульон. И с каждым глотком возвращались к ним силы. И заблестели глаза юношей, и зардел румянец на щеках девушек, и зазвучал детский смех, которого давно не слышали в долине. Казалось, что даже согбенные спины стариков разогнулись. Такой это был волшебный бульон. И не было в нем горечи выросшего без воды лука. Лук на высохшем поле, словно магический сосуд много месяцев таил в себе воду. А куда его горечь делась? То нам неведомо. Должно быть со словами благословения путника исчезла. Помните, он когда казан на угли ставил, слова говорил? Радовался путник, глядя на жителей, улыбался, детей обнимал, руки старикам жал. Говорил: — Теперь мяса отведайте. Оно сочное, нежное. Вот теперь оно вам в пользу пойдет, силы даст. А жители наслаждались сочным мясом, каким-то чудом приготовленное без масла и воды, и приговаривали: — Ах! Какой прекрасный кабоб! Это просто казан-кабоб! Вот так и случилось в ту знойную ночь в доме доброго дехканина чудо. Там, на краю высохшего лукового поля, впервые познали жители долины волшебное блюдо. Они потом часто его готовили. Соседи дехканина в то страшное лето по-очереди стали своих тощих барашков резать, и с луком готовить. Всех на казан-кабоб звали. На нем одном тогда и выжили. А путник утром ушел. Тихо ушел, как будто его и не было вовсе. Потом говорили, что это знаменитый табиб, лекарь был. Он путешествовал по разным землям и спасал людей своим знанием да благочестием. Был он легендой. Да и наша история про доброго дехканина тоже легенда. Было это или не было. Кто знает? Только готовили с тех пор в той долине на праздники этот волшебный казан-кабоб без масла и воды. И сокровенный рецепт не таили, многим рассказали. В других землях, от Согда до Бактрии, стали так готовить мясо. Только называть стали его по-другому : «димляма кабоб», говорили они. А казан-кабоб в тех местах назвали совсем другое блюдо. Может к ним тоже в дни беды тот путник приходил? Их другим блюдом спас? В каждом краю своя беда и свое лекарство. Что же с тем древним рецептом? Дошел он до нас. Радует наши праздничные столы казан кабоб из долины и по сей день. И не только по праздникам. Если сил нет, если тело болезнь сушит, жизнь не радует, возьмите-ка и вы казан. Баранины возьмите, да лука «злого», жгучего столько же, сколько и мяса возьмите. Порежьте мясо, порежьте лук. Зерен зиры, кинзы, перца истолките. В сухой казан слоями мясо-лук положите. Каждый слой мяса специями припорошите, лук — солью. Закройте казан крышкой, поставьте на тихий огонь или угли. Далее терпением запаситесь и верой. Как те жители долины, которые терпением и верою спаслись. Ждите три часа, может четыре. Только потом казан открывайте. Будет у вас тогда замечательный казан кабоб — сочный, с обильным ароматным бульоном. Ай, еще вот что! Про слова забыли. Когда первые куски мяса в казан положите — раз, когда крышку закрывать будете — два, когда казан на огонь поставите — три. Правильные слова тогда сказать не забудьте. Какие? Ну это, вы уж сами. Слова благословления каждый, как знает, так и говорит.