Опыт внедрения “Global G.A.P” в Таджикистане и тенденция низкого уровня органической продукции в мире

2 июля, 2023

Сегодня производителям пищевой продукции требуется гарантировать, что их продукт выращен в безопасных условиях и с учетом экологических требований. Новые запросы потребителей, требования розничной торговли и законодательства привели к появлению новых требований для фермеров и производителей. Способность подтвердить выполнение обязательств в области сельского хозяйства стала ключевым условием выхода на рынок.

Стандарт Global G.A.P. (G.A.P. – Good Agricultural Practice) – «надлежащая сельскохозяйственная практика» разработан Ассоциацией европейских розничных торговцев сельскохозяйственной продукции в 1997 году для обеспечения безопасного производства свежих продуктов питания.

Сегодня GLOBAL G.A.P. – это признанная во всем мире серия сельскохозяйственных стандартов, устанавливающих практики ведения сельского хозяйства. Посредством сертификации производители подтверждают свое соответствие требованиям стандартов GLOBALG.A.P. Без такого подтверждения фермерам может быть сложно получить доступ к рынкам.

Центральная Азия – является регионом не только особого геополитического, коммуникационного, но и геоэкономического значения, который в ближайшем будущем может существенно повлиять на формирование конъюнктуры на мировом продовольственном рынке. Страны региона конкурируют между собой за зарубежные рынки. Поэтому активно присматриваются к инструментам, которые позволяют облегчить доступ на рынки стран ближнего и дальнего зарубежья

В настоящее время в системе Global G.A.P.» сертифицированы производители сельскохозяйственной продукции в более 124 странах мира, а общее количество хозяйств, имеющих сертификаты, превышает 180 тыс., из которых 75% приходится на плодоовощную продукцию.

В связи с ростом производства сельхозпродукции в Центрально-азиатском регионе актуальными остаются вопросы организации поставок производимой и переработанной сельскохозяйственной продукции как на традиционные рынки России, Казахстана, так и на рынки других стран мира, в особенности Евросоюза, Китая, Индии, тем самым обеспечивая пищевую безопасность всех потребителей.

Global G.A.P. – это международно-признанная система стандартов обеспечения качества и безопасности производимой сельхозпродукции, которая охватывает прослеживаемость полного цикла производства сельхозпродукции, с момента приобретения или производства посевного материала, других технических и технологических ресурсов до момента производства конечных продуктов. Необходимо отметить, что в системе стандартов Global G.A.P. прослеживаемость производства сельскохозяйственной продукции осуществляется в цепочке от переработки земли до упаковки продукции, а в стандарте НАССР – осуществляется только анализ конечной продукции.

 

Рис.1. Сравнение стандартов Global G.A.P. и НАССР

В странах Центральной Азии уже реализованы ряд пилотных проектов по внедрению требований Global G.A.P. на уровне фермерских хозяйств, занятых выращивание плодов и овощей, которые направлены на анализ и совершенствование нормативных правовых актов в отрасли, разработку методологии, принятие мер по стимулированию фермеров, которые готовы внедрить требования Global G.A.P., а также на повышение потенциала фермеров и других вовлечённых для этой цели организаций. Но к сожалению эти проекты не имеют устойчивого воздействия, и они носят временный характер.

Фермеры в Центральной Азии по своим возможностям и потенциалу намного уступают фермерам других регионов, в частности рынкам Европы, Азиатского континента и фермеры не могут самостоятельно внедрять требования Global G.A.P.  Эти факторы обусловлены недостаточностью аккредитованных лаборатории, отсутствием кадрового потенциала, слабой конкуренцией среди консультантов и сертификационных органов, отсутствием способности поддерживать инновационные решения. Кроме того, у фермера нет свободных финансовых средств, имеются технические и институциональные проблемы, прослеживается недостаточность знаний.

Эксперты все чаще склоняются к мнению о том, что дальнейшие меры по внедрению требований Global G.A.P. должны носить системный комплексный характер.

Предпосылки для разработки Программы по комплексному подходу

для перехода к Global G.A.P. в Республике Таджикистан

Global G.A.P. практикует в странах разработку Руководства, где описывается сущность каждого требования Global G.A.P. и критерии их соответствия на национальном уровне. В руководствах многих развивающих стран обобщаются все национальные нормы, также в них содержатся рекомендации по совершенствованию процедур внутри страны с уточнением сроков их реализации.

В Таджикистане в 2018 году инициативная группа от частного сектора вышла на Государственный комитет по инвестициям и управлению государственным имуществом Республики Таджикистане с предложением разработать план мероприятий по внедрению стандарта Global G.A.P.

Идея была поддержана со стороны уполномоченных органов, что нашло отражение в Плане мероприятий по реализации Программы 300-дней реформ, утверждённого Правительством Таджикистана в 2019 году, согласно которого была создана экспертно-тематическая группа из числа ответственных сотрудников заинтересованных министерств и ведомств и структур частного сектора. В ходе проведённой работы данной группой по обобщению результатов существующих исследований и аналитических обзоров, касательно вопросов внедрения международных стандартов качества и безопасности продукции было выявлено, что в стране существующие нормативно-правовые акты охватывают вопросы пищевой безопасности на уровне переработки продукции и не содержат нормы, декларирующие механизм обеспечения прослеживаемости продукции, от её производства до его экспорта.

На выработку механизма реализации, сильное влияние оказывает существующее непонимание сущности стандарта не только среди государственных органов, но и на уровне частного сектора. Исключительно всего несколько экспортёров, которые столкнулись с требованиями торговых сетей на наличие сертификации продукции по Global G.A.P., были знакомы со стандартом.

Рис.2. Основные требования к сертификации по стандарту G.A.P.

В рамках деятельности Рабочей группы проведена информационная кампания по разъяснению требований стандарта Global G.A.P., которая затронула все государственные структуры, а также представителей частного сектора. С соответствующими уполномоченными органами исходя из специфики их деятельности и курируемых вопросов проведены отдельные встречи по разъяснению сущность стандарта Global G.A.P а также его значимости не только для экспорта сельхозпродукции, но и для улучшения управления отдельными секторами экономики, таких как налогообложение, экология, управление водными ресурсами, а также требования стандарта и его применения на практике.

 Сущность проекта Программы для перехода к Global G.A.P.

в Республике Таджикистан

Программа для перехода к Global G.A.P. требует мер по улучшению законодательства, доступа к финансированию, доступа к необходимой информации, а также необходимость совершенствования образовательных мер, касательно сельскохозяйственного сектора.

Разработанная Программа по созданию благоприятных условий для внедрения стандарта Global G.A.P. в Республике Таджикистан представляет собой программу краткосрочных мер, нацеленных на создание  законодательных, административных, финансовых и технических условий для внедрения надлежащей сельскохозяйственной практики в управление и производство сельскохозяйственной продукции в целях её соответствия международным требованиям безопасности пищевых продуктов, которые предусмотрены стандартом Global G.A.P.

Данная Программа включает ряд направлений деятельности заинтересованных сторон, таких как:

− формирование структуры управления и координации для внедрения требований Global G.A.P., посредством создания национальной Рабочей группы и подготовки национального руководства по интерпретации требований стандарта Global G.A.P., базирующихся на национальных нормативных требованиях;

− расширение знаний производителей и вовлечённых государственных органов по требованиям стандарта Global G.A.P.;

− оценка и анализ законодательства на соответствие требованиям Global G.A.P. и выработка предложений по внесению изменений и дополнений в действующие нормативные и технические акты на соответствие с требованиями стандарта Global G.A.P.;

− разработка мер стимулирования производителей, заинтересованных во внедрении стандарта Global G.A.P.;

− оценка и разработка мер по наращиванию потенциала национальной инфраструктуры качества, посредством выработка процедур сертификации по Стандарту Global G.A.P., аккредитации местного органа и/или аккредитации местных лабораторий, подготовка консультантов и аудиторов.

Извлеченные уроки в подготовке программы

для перехода к Global G.A.P. в Республике Таджикистан

Несмотря на имевшие место сложности по продвижению вопросов, связанных с продвижением стандарта Global G.A.P., к успешной работе Рабочей группы и лидирующих ведомств, как Государственный комитет по инвестициям и управлению государственным имуществом Республики Таджикистан на первом этапе и на нынешнем – Министерство сельского хозяйства Республики Таджикистан необходимо отнести:

— практические результаты институционального подхода. В частности, принятие Постановления Правительства Республики Таджикистан «300 дней реформ», поддержка вопросов Президентом Республики Таджикистан, принятие Постановления Правительства Республики Таджикистан «О программе по созданию благоприятных условий для внедрения надлежащей сельскохозяйственной практики в производство сельскохозяйственной продукции» (Международного стандарта Global G.A.P.).

— расширение общего понимания среди государственных структур и частного сектора сути стандарта.

— создание и регистрация в Секретариате Global G.A.P Национальной технической рабочей группы под руководством Заместителя министра сельского хозяйства Республики Таджикистан и заместителя Директора Агентства «Таджикстандарт»;

— разработку национального руководства по интерпретации требований стандарта Global G.A.P., на трех языках, который согласовано и зарегистрировано в Секретариате Global G.A.P.;

  • расширено общее понимание среди государственных структур и частного сектора сути стандарта;

— в рамках Национальной технической рабочей группы создаются подгруппы по разработке плана законодательных работ на соответствие GG;

  • проведение экспертизы Национальной инфраструктуры качества;
  • создание демоучастков по GG.

Хотелось бы отметить, что внедрение стандарта Global G.A.P. в агросектор Таджикистана, в первую очередь, выгодно самим фермерам и открывает перед ними двери на глобальные рынки свежей плодоовощной продукции с безопасной продукцией.

Мировой опыт перехода к органической продукции

 Следует отметить, что в 2021 году розничные продажи органической продукции выросли на 4 млрд евро и достигли почти 125 млрд евро. Общая площадь органических сельскохозяйственных угодий достигла 76,4 млн га.

Рис.3. Мировой рынок органической продукции

Согласно данным IFOAM — Organics International за 2021 год из 191 страны тенденция общего роста, наблюдаемая в прошлые годы, сохранится хотя и более медленными темпами.

Рынок органической продукции увеличился почти на 4 миллиарда евро, или примерно на 3 процента, по сравнению с 2022 годом и, таким образом, медленнее, чем в 2020 году, когда рост рынка выражался двузначными числами.

Ведущим мировым рынком органической продукции остаются США (48,6 млрд. евро), Германия (15,9 млрд евро) и Франция (12,7 млрд евро). А вот в Швейцария (в среднем 425 евро на душу населения) тратили больше всего на органические продукты питания. Следует отметить, что Дания по-прежнему с долей рынка органических продуктов 13% всего рынка продуктов питания занимает лидирующую позицию.

Рис.4. Органическое сельское хозяйство в мире

В 2021 году было зарегистрировано 3,7 миллиона производителей органических продуктов, из них подавляющее большинство приходиться на Индию (1,6 миллиона). Большинство мелких производителей сертифицируются по группам на основе системы внутреннего контроля.

К концу 2021 года под органическое земледелие находилось чуть более 76,4 млн га, из них почти 60 % находится в Австралии (35,7 млн ​​га), Аргентине (4,1 млн га). ) и Франции (2,8 млн га).

Если рассмотреть по континентам на Океанию приходиться 35,9 млн га, Европу — 17,8 млн га, Латинской Америке 9,9 млн га сельскохозяйственных земель.

В 2021 году чуть меньше 2 процентов сельскохозяйственных угодий во всем мире были органическими. При этом, наибольшая органическая доля сельскохозяйственных угодий приходится на Лихтенштейн (40,2%), Самоа (29,1%) и Австрия (26,5%).

В 2022 году рост органического рынка, по-видимому, прекратился. Снижение доходов и рост цен на многие потребительские товары заставили некоторые группы населения сократить свои расходы на органические продукты.

Тем не менее, импульс для органического сектора продолжал нарастать во всем мире. Многие страны продолжали или инициировали деятельность по поддержке органического сельского хозяйства, включая новые планы действий или политику, направленные на стимулирование роста, что отражается в увеличении числа полностью внедренных национальных нормативных рамок для органической продукции, число которых во всем мире увеличилось до 74.

Выводы и заключение

Что сдерживает развитие органической продукции:

– дороговизна экопродукции. По данным проведенного маркетинговым агентством TNS, основными потребителями органических продуктов являются приверженцы здорового образа жизни – 75 %, 10 % – те, кто вынужден, есть экологические продукты по состоянию здоровья, и еще 10 % – потребители продуктов премиум класса. Однако позволить себе постоянно питаться экологически чистой продукцией может лишь незначительное число населения;

– отсутствие целостной государственной системы поддержки экологически чистого производства. К примеру, за рубежом помимо экологических стандартов действуют программы финансирования разработок концепций сбыта экопродукции. В Германии существует премия за профилактику здорового образа жизни, также проводятся кулинарные курсы для школьников и их родителей. В Чехии проводится масштабная рекламная кампания, призывающая к употреблению экопродуктов, она финансируется Евросоюзом, а также из государственного земледельческого инвестиционного фонда Чехии. Здесь действует программа «органические школы», рассчитанная на проведение образовательных курсов для учеников и учителей. Подобное обучение проводит и британская компания Food for Life, которая организует кулинарные курсы, экскурсии на экофермы, помогает в расширении сети школьных огородов, на которых выращиваются экоовощи. В Италии экопродукты используются в приготовлении школьных обедов.

Для развития этой отрасли необходима финансовая поддержка со стороны Правительства экопроизводства, учитывая его капитало- и трудоемкости. Ни в одной стране мира фермеры не обходятся без поддержки со стороны государства. Так, власти стран еврозоны стимулируют фермеров к производству экопродуктов, выплачивая им до 900 евро на гектар в зависимости от вида выращиваемой продукции. А традиционное земледелие субсидируется в Евросоюзе по 300–400 евро за гектар.

Не принята система подтверждения стандартов и контроля качества экопродукции. В США, Японии и в некоторых странах Европы при поддержке государства применяются законодательно регламентированные системы экологической сертификации (EU Regulation, Codex Alimentarius Guidelines for Organicallyproduced food, IBS). Выданные сертификаты позволяют присваивать продуктам статус органических, а экознаки подтверждают задекларированные экологические свойства продукции.

Расширение производства экопродуктов способствует укреплению конкурентоспособности на национальном, мировом рынках, формированию перспективного рынка экологически чистой продукции за счет обеспечения независимости производителей от закупки средств производства (удобрений, средств защиты растений и др.), отказа от использования ГМО, обеспечения высокого качества производимой продукции. Развитие «экологического» производства на фоне растущего платежеспособного спроса на экопродукцию за рубежом, зарождения такого рода предпочтений на внутреннем рынке позволит сформировать некую опору, основываясь на которой сельскохозяйственное производство в стране может стать качественно новой и динамично развивающейся отраслью экономики.

Автор: Адилов К.К., Директор Общественного Фонда «Грин Хаб Централ Азия» (Кыргызстан)

 

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x