Пчеловоды всех стран, объединяйтесь!

11 ноября, 2013

В рамках реализации проекта ФАО «Разработка и реализация национальной стратегии по поддержке отрасли недревесных лесных продуктов (НДПЛ) в Узбекистане» , специалист по связям с общественностью Азизова Нодира взяла интервью у одного из опытных пчеловодов Узбекистана Миробида Исмоилова.

Несмотря на холодную погоду, моросящий дождь, Миробид  ака возился у своих ульев.

— Пчеловодство стало делом всей моей жизни – сказал Миробид ака, оно не зависит ни от времени года, ни от погоды. Его подтянутость, активные действия выдавали энергичного человека. Мне показалось, что этот человек из плеяды тех людей, которые не могут быть равнодушными к своему делу, которые болеют за него всей душой. Поэтому мне было интересно все. И пчелы, и семья, и образ жизни.

— Когда Вы начали заниматься пчеловодством?

— Я родился в 1931 году. В 1957 году закончил Ташкентский фармацевтический институт.  Работал зам. начальника управления «Медтехники». В то время со мной работал мой коллега, который занимался пчеловодством. Его пасека находилась в Янгиюле. Сам он проживал на Чиланзаре. Каждые субботу и воскресенье он ездил туда-сюда на электричке. У меня была своя машина, и я предложил ему свои услуги на машине, стал помогать ему перевозить улья, и учился добывать мёд. Целый год я учился у него всем тонкостям пчеловодства. В 1974 году я купил 5 пакетов, отводок, пчел и стал самостоятельно их разводить. Вот так я стал заниматься пчеловодством. Сначала это стало моим любимым хобби. Первые годы для меня были самыми тяжелыми. Я не мог сохранить и преумножить количество пчел за зиму. В  поселке «Солнечный»  жил один знаменитый в то время  пчеловод Сенько Виктор Иванович. Он помог мне сохранить моих пчел. Вот так я вошел в круг знаменитых пчеловодов того времени. Я думал, что пчеловодством занимаются люди не дисциплинированные, не совсем образованные, имеющие много свободного времени или вообще нигде незанятые. Оказалось совсем наоборот. Пчеловод должен быть образованным, дисциплинированным, пунктуальным. Иначе его дело обречено на провал.

— Как изменилась Ваша жизнь после того, как Вы стали заниматься пчеловодством?

— Это отразилось на  всех аспектах  семейной жизни. Я стал привлекать к пчеловодству своих детей и старался приобщать их к труду, чтобы они могли заработать и эффективно использовать заработанные деньги. Очень часто до моего прихода с работы сыновья  собирали рамки. Потом, после продажи меда, покупал детям то,  что они сами хотели. Пчела трудится, опыляет растения, пчеловод тоже работает каждую минуту, каждый день. Для того, чтобы дать 1 кг меда, пчела должна опылить 10 миллионов цветов. Поэтому надо ценить труд и пчел, и пчеловода.  Вот так мы потихоньку увеличивали количество ульев. Несмотря на возраст, я все делаю сам, раньше помогали дети, теперь заинтересовываю внуков.

— Что еще привлекает Вас в пчеловодстве?

 — Положительных моментов много. В прошлом я занимал высокую должность, да и ответственность была тоже высокой. Часто нервничал, поднималось давление, болело сердце. Тогда я стал замечать, что занятие пчелами лечит меня от стресса, снимает усталость. Хотя это было только хобби. А как фармацевт я понимал, что обычные лекарства лечат один орган, но портят другой. Химия есть химия. Каждое лекарство выходит в серийное производство после того, как у него появится антидот, противоядие против него. На это уходит много лет.  А лечебные свойства продуктов пчеловодства дают возможность не только лечить натуральными средствами, но и помогают предотвратить болезни.

— Как же хобби переросло в главное дело жизни?

— В советское время выходил журнал «Пчеловодство», в котором я увидел объявление о наборе абитуриентов в Рыбинский институт пчеловодства в Рязанской области. Я послал свои документы и был зачислен сразу на 3 курс. В 1982 году я закончил этот институт с красным дипломом. Мои документы были присланы в Министерство сельского хозяйства Узбекистана, где мне предложили возглавить совхоз по пчеловодству в Сырдарьинской области. Но я остался верен своей главной профессии. Но свою пасеку сохранил и не переставал работать на ней.

— Но Ваша главная профессия и хобби все-таки перекликаются, даже переплетаются. Ведь поговорка  «Точно, как в аптеке»  существует не зря.

— Прежде всего, пчеловоды должны хорошо знать биологию пчел, чтобы получать хороший урожай мёда. Например, каждая семья пчел имеет свой запах. Поработав с одним ульем, я тщательно мою руки и только потом подхожу к другому. Пчелы распознают своих по запаху, чужих они не пускают в свои семьи. Пчелы распознают 150 видов запаха. А еще пчеловоды должны изучить полезные свойства мёда, пыльцы, прополиса, всех продуктов пчеловодства, от каких болезней они помогают, как их применять.

— Какой вид меда Вам нравится больше всех?

— Не ошибусь, если скажу, что горный мед, добытый в Пскоме. В 90-ые гг., вплоть до 2000 года, я вывозил своих пчел в Пском – это высокогорный поселок в Бостанлыкском районе Ташкентской области.  Там в большом количестве росли лекарственные травы. Здесь мы качали горный мёд самого высокого качества. Когда мы открывали этот мёд дома, аромат наполнял весь дом.

— А где еще Вы ставили свою пасеку?

— Практически я объездил весь Узбекистан. Бывал в таких местах, где не ступала нога человека, а также на территориях республик Кыргызстан и Казахстан. В  Казахстане очень распространен мёд: Аккурай,  Янтак. Вот так занимаясь пчеловодством, я познакомился с разными географическими зонами, а также с представителями разных национальностей, культур. Мы пчеловоды, как дервиши, ходим по всем территориям. В настоящее время я ставлю свою пасеку в горах Чимгана.

— Что Вы можете посоветовать молодым людям, которые только заинтересовались пчеловодством?

— Пчеловодство – трудное, хлопотливое, но доходное дело. Я бы советовал особенно молодым семьям заниматься пчеловодством. Оно окупает все траты, постепенно становится источником дохода. Нужно просто любить это дело и служить ему всей душой, тогда и результат будет хорошим. Нужно обязательно изучать психологию содержания пчел, читать книги про них и практиковать теорию в жизни.

— А все ли пчелы такие трудяги, или бывают среди них лентяи?

— Не будет преувеличением, сказать, что именно мои пчелы – трудоголики. Шутка, конечно, но доля правды тоже есть. Иногда мы с друзьями ставим наши пасеки рядом. И тогда друзья спрашивают с удивлением, почему мои пчелы больше работают, а их меньше? Может, я их как-то незаметно подгоняю? Наверное, моя непоседливость передается и им. Даже некоторые клиенты спрашивают не мед, а пчел, чтобы тоже начать дело. В прошлом году одному такому желающему я продал своих 20 семей пчел, которые дали ему хороший доход от продажи меда. Мои пчелки принесли доход, значит, хорошо трудились.

— Какие проблемы Вас беспокоят?

— Когда всю душу вкладываешь в дело, тогда всей душой и болеешь за него, переживаешь из-за проблем. Например, самая первая функция пчел – это опылять растения. Из-за плохой проходимости на многие горные и отдаленные сельские территории, мы не можем проехать и выставить пасеки. Там практически нет дорог. Они находятся в очень плохом состоянии. А если там не будет пчел, то и не будет опыления растений, что приведет к резкому уменьшению посевной площади.

Вторая проблема – это многочисленная армия насекомоядной птицы по имени «щурка золотистая». В течение часа одна шурка поедает 30-40 пчел, а в течение дня до нескольких сот. Стая золотистых шурок, насчитывающих 100 птиц, может хорошую пасеку в 50 семей сделать бездоходной. Несмотря на это, уничтожать эту красивую птичку запрещено, так как в настоящее время она отнесена к редким птицам.  

Муха, саранча, золотая шурка – это паразиты. Они живут за счет других, не принося человечеству никакой пользы, а только наносят вред. С вредителями сельского хозяйства своевременно борятся, их уничтожают, иначе желаемого успеха не добьются. Золотая шурка наносит большой урон пчеловодству,  в целом сельскому хозяйству. За последние 30-40 лет количество этой хищной птицы увеличилось в несколько раз. Она уже не редкая и исчезающая птица. В одной стае их насчитывается от 100 до 150 особей. А число таких особей по всему миру уже достигает тысячами.  Помимо потребления полезных пчел, они не дают пчелам летать за кормом, и даже за водой в летний жаркий зной. В результате  отсутствия приноса корма матка перестает откладывать яйца, пчелосамки становятся слабыми и уязвимыми для различных болезней. Поедая плодную матку, эта маленькая птица обрекает всю семью на вымирание. Так  в  2012 году, когда у меня вымерло 19 семей, в 2013 – 9  семей. Защищая хищную птичку, нельзя наносить вред полезной пчелке! Это глобальная проблема, которая наносит большой урон пчеловодству, а значит и все нам.  Мы говорим  об этом на всех семинарах везде, но не можем достигнуть результатов.

— Есть ли у Вас приемники, ученики?

— У меня более 30 учеников. Некоторые из них меня уже перегнали по своим достигнутым результатам. И я рад этому, потому что живу этим.  Я часто вспоминаю маму, которая растила нас семерых детей. Она часто лечила нас медом. Если болит живот, делала медовые компрессы, при простуде смешивала мед с редькой и давала пить от кашля. В настоящее время я собираю мед софоры японской. Это лечебный мед, очень полезный для кровеносных сосудов, очищающий их, заживляющий рубцы, трещины. Полезных свойств продуктов пчеловодства очень много. Хотелось бы обменяться мнениями с пчеловодами из других стран, поделиться опытом по всем вопросам. Возможно, в других странах предпринимаются какие-то меры для сокращения количества хищной птицы и других вредителей. Сейчас уже не надо ездить в другие страны учиться. Такую специальность можно получить и в Ташкентском аграрном университете. В этом году вышел новый учебник для ВУЗов, который полезен и для новичков-пчеловодов. Это книга «Основы развития пчеловодства» А.И.Исамухамедова и Х.К.Никадамбаева. Так что есть хорошие новости, есть проблемы, которые надо решать всем вместе. Настало время организовать веб-сайт или специальное издание, как стартовую площадку для совместных усилий  пчеловодов Узбекистана и других стран.

Поэтому я бы хотел объединить усилия всех пчеловодов и сказать: «Пчеловоды всех стран, объединяйтесь!»

Азизова Нодира 

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x