Развитие мирового рынка натурального каучука и автомобильных шин

17 февраля, 2014

Из доклада International Rubber Study Group «О состоянии и перспективах мирового производства натурального и синтетического каучука» (международная конференция «Каучуки, шины и РТИ 2011», Москва), следует, что ежегодно в мире производится более 10 млн. тн натурального каучука, причем объемы его выпуска постоянно увеличиваются и за последние двадцать лет удвоились. Спрос на натуральный каучук сейчас превышает предложение, что ведет к резкому росту цен на этот ресурс, которые за несколько лет выросли с 2 до 5 тыс. долларов за тонну. В 2012 г. мировой дефицит натурального каучука может сократиться на фоне роста объемов его производства до максимального уровня. Прогноз производства в 2012 г. может возрасти на 5,1% — до 11,42 млн. тн, по сравнению с 10,86 млн. тн, полученными по итогам 2011 г. Это может способствовать сокращению мирового дефицита каучука до 77 тыс. тн в 2012 г., против дефицита в 131 тыс. тн на конец прошлого года.

Основными производителями являются азиатские страны (рис.27), среди которых лидирующие позиции по-прежнему занимают Таиланд и Индонезия, растет доля новых игроков, в частности, Вьетнама и Мьянмы, а Малайзия постепенно уходит с рынка. Как ожидается, в 2012 г. производство в Таиланде вырастет на 8% до 3,7 млн. тн. Индонезия соберет на 5,1% больше — 3,1 млн. тн, урожай в Малайзии существенно не изменится и составит 1 млн. тн.

Натуральный каучук является, и будет оставаться важным продуктом экспорта Индонезии. Страна является вторым по величине производителем природного каучука в мире после Таиланда. Продукция в основном экспортируется в промышленно развитые страны через Сингапур, и большая часть используется в производстве шин.

Если география производства натурального каучука меняется постепенно, то структура его потребления по регионам мира за недавнее время полностью изменилась. На долю азиатских стран, прежде всего, Китая приходилось около 33% мирового потребления натурального каучука в 2011г. Спрос на натуральный каучук в Китае, по данным Goldman Sachs, может вырасти на 5% до 3,77 млн. тн в 2012 г. Рынок натурального каучука начинает замыкаться на Азии, что порождает дефицит в других регионах мира и рост цен. Этому же способствует и ограниченность земельных ресурсов, которые могут быть отведены под расширение плантаций каучуконосов.

Спрос на натуральный каучук на 68% определяется производством автомобильных шин (рис.28). В первую очередь, речь идет о шинах, которые направляются на первичную комплектацию новых автомобилей. Поэтому динамика спроса на натуральный каучук практически всегда коррелирует с динамикой мировых продаж новых автомобилей. Агентство Bloomberg со ссылкой на LMC International опубликовало прогноз развития рынков натурального каучука до 2020 г., согласно которому ежегодный прирост будет составлять всего 3,5-4% в год. До 2020 г. годовой выпуск натурального каучука может вырасти до 16,5 млн. тн (синтетического — до 19,3 млн. тн).

Важная роль в регулировании территориальных рынков натурального каучука принадлежит Международной организация по натуральному каучуку, которая была создана в 1980 г., и находится в г. Куала-Лумпур, Малайзия. Высшим органом её является Международный Совет по натуральному каучуку.

 Совет определяет объем стабилизационного запаса (обычный + чрезвычайный). Закупка каучука в запас начинается, если мировые цены падают ниже определенного уровня; при превышении согласованного уровня мировых цен осуществляется продажа товара из запаса.

Производство шин по-прежнему будет оставаться одной из наиболее развитых мировых отраслей промышленности, отличающаяся высокой степенью концентрации производства. В настоящее время на мировом рынке действует около 500 шинных компаний. Лидируют на шинном рынке: Вridgestohe (Япония) с объемом продаж шин в 2011 г. 31,2 млрд. долл., Michelin (Франция) 28,3 млрд. долл., Goodyear (США) 22,8 млрд. долл. Доминирующие позиции занимают также: ContinentalA.G. (Германия), Pirelli & C. S.p.A. (Италия), Sumitomo Rubber Industries Ltd. (Япония),Yokohama (Япония),  Hankook Tire Co. Ltd. (Южная Корея), Cooper Tire & Rubber Co. (США), HangzhouZhongceRubberCo. Ltd. (Китай) и др.

Крупнейшим потребителем шин является Азиатско-Тихоокеанский регион, на который приходится более половины мирового объема продаж шин. По прогнозам, в 2015 г. на Китай будет приходиться около 65% продаж шин, произведенных во всем мире (для сравнения: в 2011 г. этот показатель составлял 25%). В 2011 г. Китай произвел 456 млн. шин, что на 3% больше, чем в 2010 г., (сообщение Китайской ассоциации производителей резиновых изделий «China Rubber Industry Association»). Увеличение производства в этом регионе будет связано со значительными иностранными инвестициями в отрасль. Доминанты мирового шинного производства отмечают  перспективные возможности роста в странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). В частности, немецкий концерн Continentalинициировал принятие специальной инвестиционной программы, объем которой  составляет  порядка 1 млрд. евро. Цель данной программы — участвовать в развитии шинных производств в этих перспективных регионах и, таким образом, регулировать объемы производства шин для легковых, малотоннажных и коммерческих автомобилей. Что касается устоявшихся рынков США и западной Европы, они будут расти медленнее среднего мирового уровня, хотя в обоих регионах темп роста ускорится по сравнению с периодом спада в 2005-2010 годах.

К 2015 г. мировой спрос на шины вырастет на 4,7% до 3,3 млрд. шин (прогноз аналитической компании Freedonia Group). В денежном выражении капитализация рынка шин будет расти на 6,5% в год — до 220 млрд. долл.

Проектные намерения ведущих компаний по производству

изопренов из растительного сырья

Проект Bridgestone. В мировой табели о рангах производителей шин Bridgestone занимает лидирующие позиции. История корпорации началась в 1900 г. в США, когда 31-летний изобретатель Harvey S. Firestone учредил Firestone Tire & Rubber Company. А в 1931 г. в Японии Shojiro Ishibashi основал The Bridgestone Tire Co., Ltd. Штат сотрудников корпорации превышает 13000 чел. По всему миру функционируют 39 предприятий: 9 — в Японии, 6 — в странах Азии и Океании, 9 — в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, 15 — в Северной и Южной Америке. Сбыт осуществляется через разветвленную сеть дочерних компаний и представительств, управляемых из головных региональных офисов, расположенных в Токио (Азия и Тихоокеанский регион), Брюсселе (Европа) и Нэшвилле (США). В текущем году корпорация Bridgestone объявила о начале масштабного исследовательского проекта в Соединенных Штатах, направленного на получение из гваюлы (коммерчески выгодного возобновляемого источника) натурального каучука. Проект Bridgestone будет осуществляться сотрудниками главного офиса в Японии совместно с представительствами корпорации в Северной и Южной Америке (BATO). Японское отделение будет отвечать за финансирование, а работники американского филиала должны будут найти подходящее место в США, открыть «пилотную» ферму, а затем и завод по переработке сырья. Необходимыми исследованиями будут заниматься Американский центр исследований и технологий, а также Технический центр в Эйкроне.

Сейчас BATO уже ищет место для создания «пилотной» фермы и строительства исследовательского центра на юго-западе Соединенных Штатов. В новом комплексе будет работать специально сформированная команда ученых, специализирующихся на сельском хозяйстве, инженеров. Главной целью команды ученых будет: «Оптимизация технологий выращивания и переработки гваюлы для получения высококачественного каучука в количествах, которые позволят начать массовое производство автомобильных шин». Как ожидается, корпорация начнет строительство комплекса по переработке сырья в течение 2012 года. Весь комплекс должен стать полностью функционирующим в 2014 году, а выпуск первой партии каучука запланирован на 2015 год. «Это захватывающий и инновационный проект, который не только позволит нам удовлетворить прогнозируемый высокий спрос на натуральный каучук, но потенциально может привести к прорыву в шинной промышленности, — заявил Билл Ниора (Bill Niaura), директор BATO по развитию нового бизнеса. — Этот проект также демонстрирует нашу приверженность рациональному использованию природных ресурсов, так как мы потенциально можем создать возобновляемый источник натурального каучука, который можно выращивать и перерабатывать ближе к рынку». Корпорация обладает опытом получения каучука из гваюлы, который был получен в совместном исследовательском проекте с Министерством сельского хозяйства США в 1988-1991 годах.

Проект Cooper Tire & Rubber Company. Американская компания, специализирующаяся с 1914 г. на производстве шин для легковых автомобилей и внедорожников, часть производства составляют так же шины для мотоциклов и грузовых автомобилей. Главный офис компании находится в Финдли, штат Огайо, а распространение продукции осуществляется через развитую сеть дилеров, расположенных в 10 странах по всему миру. Штат компании составляет 20000 чел. 52 завода Cooper Tire & Rubber Company располагаются в 13 странах. Помимо мощной производственной и исследовательской базы, компания владеет  ультрасовременными испытательными центрами, оснащенными современными полигонами, на которых без каких-либо трудностей можно моделировать стандартные и различные экстремальные условия эксплуатации автомобиля.

Cooper Tire & Rubber Co. имеет проектные намерения по разработке новых биополимеров для шинной промышленности из каучконосного кустарника гваюлы. Проект предусматривается осуществлять совместно с компанией Yulex Corp., более всего известной тем, что производит из гваюлы гипоаллергенный латекс для медицинских целей по эксклюзивной лицензии на использование технологии, выданной Министерством сельского хозяйства США. В совместном пресс-релизе говорится, что Cooper Tire & Rubber Co. предоставит свои ноу-хау в области материаловедения, а также системы тестов новых материалов. В процессе предусматривается использовать специально разработанный растворитель. Растворенный каучук будет удаляться из смеси с помощью избирательной коагуляции и осаждения (в действующих технологиях используются два типа растворителей — один для того, чтобы растворить и удалить смолы, второй, чтобы выделить натуральный каучук).  Yulex Corp. в свою очередь поделится знаниями в области разработки и производства биополимеров на основе гваюлы. «Совместный проект Cooper Tire и Yulex Corp. позволит разработать домашний источник натурального каучука при помощи ресурсов обеих компаний, — заявил Чак Юркович (Chuck Yurkovich), вице-президент Cooper & Rubber Co. по технологиям. — Наша цель состоит в том, чтобы разработать надежный источник натурального каучука, существенно снизив за счет этого зависимость индустрии от поставок сырья из

других стран».  Временные рамки проекта не раскрываются.

Проект  Goodyear. Goodyear Tire & Rubber Co. была основана в 1898 г. братьями Чарльзом и Фрэнком Зейберлинг. Своим именем компания обязана изобретателю процесса вулканизации каучука — Чарльзу Гудиеру. Сегодня Goodyear — один из крупнейших мировых производителей шин. Штаб-квартира компании расположена в Акрон, Огайо, США. Компания производит шины на более чем 60 заводах в 26 странах мира, в подразделениях компании по всему миру работает около 70 000 человек. Все технические центры и предприятия Goodyear связаны в единую информационную сеть, позволяющую конструкторам быстро и легко обмениваться информацией с коллегами на другом конце света. В технических центрах Goodyear покрышки проходят через гораздо более серьезные испытания, нежели те, что ждут их в эксплуатации. Так, шины тестируются на скоростях до 500 км/ч и подвергаются давлению свыше 200 тонн. Испытания в столь экстремальных условиях — лишнее свидетельство приверженности компании принципу безусловного качества и безопасности своих шин.

Партнерство двух ведущих компаний Goodyear и DuPont Industrial Biosciences способствовало очередному витку развития шинных технологий на основе возобновляемых материалов. Два года назад на конференции ООН по проблемам мирового климата Goodyear представил общественности инновационный продукт для производства высокотехнологичных шин — биоизопрен. Этот материал является биологической альтернативой синтетическому изопрену (основному мономеру каучука — материалу резинотехнической промышленности), получаемому путем нефтепереработки.

Первые прототипы шин Goodyear из биоизопрена были представлены в аэропорту Копенгагена в 2010-м году. Goodyear как инновационный лидер шинной индустрии выступает эксклюзивным партнером в продвижении биоизопрена на мировых рынках. Выпуск первого коммерческого продукта на его основе — высокотехнологичных шин Goodyear массового производства — намечен на 2013 год.

Проект Apollo Vredestein. Голландско-индийский производитель шин Apollo Vredestein участвует в исследовании возможных источников натурального каучука и становится партнером проекта EU-PEARLS — совместный проект, в котором участвуют европейские исследовательские организации и промышленные партнеры. Цель проекта — найти европейскую альтернативу бразильской гевее, являющейся основным на сегодняшний день каучуконосом. Компания отмечает, что замена натурального каучука синтетическим не всегда подходит шинным компаниям, и, так как спрос на натуральное сырье продолжает расти, другие источники сырья становятся все более привлекательными. Apollo Vredestein — единственный шинный производитель, участвующий в проекте. Исследуются два вида каучуконосных растений: кок-сагыз (лат. Taraxacum kok-saghyz) и пустынного кустарника — гваюла. Главная часть проводимых исследований — поиск решений по выращиванию этих растений в европейском регионе, оптимизация их урожайности и качества получаемого натурального каучука, а также разработка методов добычи сырья. Конечной целью является использование сырья в готовой продукции, в том числе в шинах. Как сообщает Apollo Vredestein, первоначальные исследования показали, что оба растения, кок-сагыз и гваюла, являются хорошей альтернативой каучуковым деревьям. Гваюла уже используется в Испании в промышленных масштабах для производства биомассы. Результаты исследований будут представлены в сентябре 2012 г. во время итоговой конференции проекта EU-PEARLS в Вагенингене, Нидерланды.

Использованные литературные и информационные источники:

10-1. Труды по прикладной ботанике, генетике и селекции. Всероссийский научно-исследовательский институт растениеводства. Т.164-СПб.: ВИР, 2007.

10-2. Гладышев А.И. (доктор биологических наук). Западный Копетдаг. К 90-летию первой ботанико-ресурсоведческой экспедиции Н.И. Вавилова. Журнал «Природа». М.: РАН, Наука, №8, 2006.

10-3. Волгина Т.Н., Сорока Л. С. Промышленная органическая химия. Томск: Изд-во ТПУ (Томский политехнический институт), 2008.

10-4. Догадкин В.А., Донцов А.А., Шершнев В.А. Химия эластомеров. М.: Химия, 1981.

10-5. Харлампиди Х.Э. Проблема сырья в обстановке истощения природных ресурсов.  Соровский образовательный журнал, №1,1999.

10-6. Догадкин Б.А. Химия и физика каучука. М.: Государственное научно-техническое издательство химической литературы, 1947.

10-7. Старостин В. И. Минерально-сырьевые ресурсы в третьем тысячелетии. Соровский образовательный журнал, №6, 2001.

10-8. Нобль Р. Дж. Латекс в технике, пер. с англ., Л., 1962.

10-9. Технология резиновых изделий. Сост.: Т.Б. Минигалиев, В.П. Дорожкин. Казань: Изд-во КГТУ (Казанский гос. технологический университет), 2009.

10-10. Информационные интернет — ресурсы: www.colesa.ru, www.rupec.ruwww.autosphere.ca, © Topof.ru, www.ugspectehnika.ru,  www.textile-press.ru, apk-portal.ru, chemtd.ru.

Источник: Экономика, промышленность, инновационные технологии (обзорное издание №2). Институт «Узтяжнефтегазхимпроект», Ташкент, февраль 2013. 402 с.

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x