Проблема обращения с отходами производства и потребления актуальна для многих стран, поскольку любая деятельность человека сопровождается образованием отходов. Причем ежегодно возрастают объемы отходов, образующихся в быту, изменяется состав отходов в сторону увеличения доли упаковочных материалов, которые характеризуются повышенной стойкостью к разложению в природе. Склонность покупателей минимизировать расходы и оптимизировать корзину покупок, в совокупности с тенденцией уменьшения количественного состава средней семьи в развитых странах привели к снижению спроса на покупки целых крупногабаритных ягод и овощей.
Дыни, арбузы, тыквы и другие бахчевые культуры, обычно имеют большие габариты и вес. Вес одной единицы товара обычно в среднем тянет на 3 — 4 килограмма, не полностью используется в пишу, поэтому зачастую портятся и выбрасываются. Исследование ‘Global Food Waste Not Want Not’ изданное в 2013 году выявило, что до половины продуктов, приобретаемых в Европе и в США, выбрасываются потребителями. Для одиноких и небольших семей, покупка например целой тыквы, не всегда целесообразна. Поэтому практически во всех странах (в Узбекистане в том числе) культура покупки сформировалась таким образом: ожидается, что торговцы разрежут фрукт (если он слишком велик, чтобы покупать целый) пополам или даже на меньшие части в магазине или на рынке. В результате многие розничные сети и овощные магазины продают половинки дынь и арбузов, разрезанные прямо на месте. При этом нет полной гарантии в соблюдении строгих правил безопасности для пищевых продуктов в отношении обращения и хранения, а это может привести к проблемам с сальмонеллами или листериями.
Чтобы решить проблему, отмечает agronews.uz процесс разделения на части( крупногабаритных ягод и овощей) целесообразно перенести на крупные логистические склады, предшествующие магазинам в цепи доставки продукции. Таким инновационным путем пошло испанское предприятие розничной торговли El Corte Inglés . Оно приступило к реализации новой линейки свежих фруктов, разрезанных пополам и упакованных в модифицированной газовой среде компанией Vicente Peris из Валенсии . Vicente Peris это пока единственный европейский бренд, пакующий свои продукты в защитной газовой среде, включая дыни, арбузы, тыкву и валенсийские «масляные» бобы. Не нарушая традиционных методов сохранения свежести продукции растениеводства, компания добилась постоянного качества при соблюдении санитарно-гигиенических норм, доведя срок хранения до 10 дней в зависимости от продукта. Идея заслуживает одобрения и ее более широкое внедрение и использование, позволит заметно снизить количество пищевых отходов. Согласно прогнозам, к 2050 году на нашей планете будут жить девять миллиардов человек. Чтобы гарантировать право человека на надлежащее питание, согласно оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) необходимо повысить объем производства пищевых продуктов примерно на 60 процентов. Одним из существенных инструментов достижения этой цели, является минимизация потерь «от грядки до желудка» и инновационные решения в сфере упаковки позволяют взглянуть с оптимизмом на решение этой актуальной задачи.