Постановление Президента Республики Узбекистан
«О мерах по охране, культурному выращиванию, переработке дикорастущих лекарственных растений и рациональному использованию имеющихся ресурсов»
В последние годы в республике реализуются последовательные реформы по охране лекарственных растений, рациональному использованию природных ресурсов, сооружению плантаций по выращиванию лекарственных растений и их переработке.
750 видов из более 4,3 тысячи растений местной флоры считаются лекарственными, из них 112 видов зарегистрированы для применения в научной медицине, из которых 70 видов активно используются в фармацевтической промышленности.
В 2019 году экспортирована продукция, полученная из переработанных лекарственных растений, на сумму 48 млн долларов США.
Вместе с тем анализ показывает необходимость создания цепочки добавленной стоимости посредством охраны, сооружения плантаций и переработки лекарственных растений.
В целях создания благоприятной среды для дальнейшего развития выращивания и переработки лекарственных растений, повышения экспортного потенциала отрасли, а также интеграции образования, науки и процессов производства:
1. Одобрить предложения Министерства сельского хозяйства, Министерства инновационного развития, Государственного комитета по лесному хозяйству, Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан о создании с 1 мая 2020 года кластеров по выращиванию, хранению, первичной или глубокой переработке лекарственных растений (далее – кластеры лекарственных растений), а также специализации регионов на выращивании лекарственных растений.
2. Утвердить перечень регионов, специализируемых на выращивании лекарственных растений, согласно приложению.
3. Установить, что:
а) земельные площади кластерам лекарственных растений выделяются на основе соглашения, заключаемого между Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и инициаторами;
б) земельные площади кластерам лекарственных растений, создаваемым при участии иностранных инвесторов, выделяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан после подписания соглашения о внесении инвестиций с Министерством сельского хозяйства, на землях лесного фонда – с Государственным комитетом по лесному хозяйству.
При этом кластерам лекарственных растений выделяются земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, пригодные для выращивания лекарственных растений, не выделенные физическим и юридическим лицам, резервных земель, а также богарных земель и земель лесного фонда;
в) инициатором создания кластера лекарственных растений представляются соответственно в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан (на землях лесного фонда – в Государственный комитет по лесному хозяйству) следующие документы:
заявление для создания кластера лекарственных растений;
бизнес-план либо технико-экономическое обоснование реализации инвестиционных проектов по выращиванию, охране и переработке лекарственных растений, а также внедрению ресурсосберегающих технологий при организации деятельности кластера лекарственных растений;
справку о наличии необходимых объектов инфраструктуры (на основе права пользования) для ведения деятельности кластера лекарственных растений, а также имущества и других средств.
Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимы областей при создании кластеров лекарственных растений несут персональную ответственность за отбор и формирование потенциальных юридических лиц, ведущих стабильную экономическую деятельность, имеющих необходимые объекты инфраструктуры, а также имущество и иные средства.
4. Определить основными задачами кластера лекарственных растений:
заключение договоров с производителями лекарственных растений о закупке выращенной продукции, обеспечение их семенами, минеральными удобрениями, техникой, топливом и иными средствами;
выращивание лекарственных растений, заготовку семян и саженцев, поэтапное сооружение современных плантаций лекарственных растений в специализированных регионах;
применение передовых достижений науки в выращивании и организации семеноводства лекарственных растений;
активное взаимное сотрудничество с международными организациями в выращивании и переработке лекарственных растений и поэтапное внедрение в отрасль инновационных решений (ноу-хау);
привлечение инвестиций и передовых технологий зарубежных компаний в выращивание и переработку лекарственных растений;
удовлетворение спроса внутреннего рынка на лекарственные растения и продукцию из них, а также их экспорт;
налаживание сотрудничества с зарубежными научно-исследовательскими центрами путем организации постоянного обмена опытом и информацией, участие в международных исследовательских программах, конференциях и симпозиумах.
5. Установить, что:
а) сооружение плантаций лекарственных растений с применением ресурсосберегающих технологий осуществляется за счет средств, выделяемых в рамках программы «Хар бир оила – тадбиркор» Государственным фондом содействия занятости, Фондом поддержки фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, международных финансовых институтов;
б) на кластеры лекарственных растений распространяются льготы, предусмотренные в:
Указе Президента Республики Узбекистан от 17 июня 2019 года № УП–5742 «О мерах по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве» – при введении в оборот земельных площадей;
постановлении Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2019 года №ПП–4422 «Об ускоренных мерах по повышению энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии» – при закупке установок возобновляемых источников энергии¸ энергоэффективных газогорелочных установок и котлов, а также иного энергоэффективного оборудования;
постановлении Президента Республики Узбекистан от 4 апреля 2019 года № ПП–4268 «О дополнительных мерах по своевременному оснащению аграрного сектора сельскохозяйственной техникой» – при приобретении сельскохозяйственной техники.
6. Одобрить предложения Министерства сельского хозяйства, Государственного комитета по лесному хозяйству, Министерства инновационного развития и Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан об освобождении до 1 января 2023 года от таможенных пошлин сырья, в том числе семян и саженцев, оборудования и специальной техники для сооружения культурных плантаций, а также вендинговых автоматов для фитобаров, не производимых в Республике Узбекистан, ввозимых кластерами лекарственных растений, производителями и переработчиками лекарственных растений по перечню, утверждаемому в установленном порядке.
При этом средства, высвобождаемые за счет предоставления таможенных льгот при ввозе вендинговых автоматов исключительно для организации фитобаров, направляются на техническое перевооружение и модернизацию производства.
7. Академии наук совместно с Министерством инновационного развития Республики Узбекистан:
в месячный срок сформировать и внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан перечень сокращающихся редких лекарственных растений естественного происхождения;
сформировать базу данных по научным исследованиям и новейшим инновационным разработкам о лекарственных растениях, проводимым научно-исследовательскими и высшими образовательными учреждениями с обеспечением ее обновления на системной основе;
создать коллекционный участок и генбанк лекарственных растений, применяемых в медицине;
в двухмесячный срок совместно с Агентством по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения внестина утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан план мер по внедрению механизмов организации производства лекарственных субстанций на основе глубокой переработки растительного сырья.
8. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан:
а) совместно с Министерством инновационного развития Республики Узбекистан внести изменения в соответствующие акты о включении лекарственных растений наряду с лекарственными препаратами в минимальные стандартные рецепты в зависимости от свойств по предупреждению отрицательного воздействия химических лекарственных препаратов на организм;
создать фитобары в медицинских учреждениях, в том числе семейных поликлиниках и врачебных пунктах кишлаков (аулов) начиная с 1 июня 2020 года;
б) сформировать за счет средств Фонда поддержки и развития фармацевтической отрасли при Агентстве по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан единую базу данных, включающую в себя сведения об организациях и специалистах, оказывающих медицинские услуги с использованием методов народной медицины, их опыте работы и видах оказываемых услуг.
9. Агентству по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения ежегодно до 1 декабря вносить в Министерство сельского хозяйства, Министерство инновационного развития и Государственный комитет Республики Узбекистан по лесному хозяйству информацию о потребности фармацевтической отрасли (видах, объемах, технологических требованиях и других) в лекарственных растениях.
10. Образовать в центральном аппарате Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан Управление по развитию лекарственных и пряных растений численностью 5 штатных единиц на базе отдела развития лекарственных и пряных растений.
При этом формирование дополнительных штатных единиц данного управления осуществляется за счет сокращения 3 штатных единиц территориальных подразделений и системы Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан.
11. Научно-производственному центру сельского хозяйства и продовольственного обеспечения при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан образовать в Научно-исследовательском институте растениеводства отдел селекции, семеноводства и агротехники лекарственных растений в рамках действующих штатных единиц.
При этом возложить на данный отдел задачи по выращиванию лекарственных растений, проведению научных исследований в области селекции и семеноводства лекарственных растений, разработке агрохимических картограмм.
12. Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством здравоохранения, Министерством инвестиций и внешней торговли, Государственным комитетом Республики Узбекистан по лесному хозяйству, Агентством по реализации проектов в области агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения и коммерческими банками принять меры по привлечению средств и грантов международных организаций и финансовых институтов, зарубежных правительственных организаций для выращивания, переработки, сооружения культурных плантаций, организации семеноводства и маточных питомников лекарственных растений.
13. Установить, что:
разрешение на сбор (заготовку) и вывоз сокращающихся редких лекарственных растений естественного происхождения выдается с условием сооружения естественных плантаций в объеме не менее 50 процентов выделяемой квоты;
платежи, взысканные от разрешений на сбор (заготовку), ввоз и вывоз лекарственных растений, рассмотрения заявлений и выдачи разрешений (за исключением земель лесного фонда), направляемые в местный бюджет, расходуются для возмещения затрат на сохранение, проведение инвентаризации, сооружение культурных плантаций и создание маточных питомников лекарственных растений естественного происхождения, в том числе сокращающихся, а также разработку технологических карт выращивания лекарственных растений;
Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей несут персональную ответственность за расходование средств, направляемых в местные бюджеты для возмещения затрат на сохранение, проведение инвентаризации, сооружение культурных плантаций, создание маточных питомников лекарственных растений естественного происхождения, в том числе сокращающихся, а также разработку технологических карт выращивания лекарственных растений.
14. Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды:
а) совместно с Академией наук:
принять меры по усилению охраны дикорастущих лекарственных растений, находящихся под угрозой исчезновения, а также их восстановлению путем сооружения естественных плантаций;
в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об отделении и взятии под охрану специальных зон, в которых имеются сокращающиеся редкие лекарственные растения;
б) совместно с Министерством сельского хозяйства, Государственным комитетом по лесному хозяйству и хокимиятами областей в месячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан порядок возмещения затрат на сохранение, проведение инвентаризации, сооружение культурных плантаций и маточных питомников сокращающихся лекарственных растений, а также разработку технологических карт выращивания лекарственных растений.
15. Министерству инновационного развития Республики Узбекистан в месячный срок:
а) совместно с Министерством сельского хозяйства обеспечить объявление грантовых конкурсов на фундаментальные и прикладные исследования, инновационные научно-технические проекты по сооружению плантаций лекарственных растений. При этом уделить особое внимание на сооружение культурных плантаций, организацию семеноводства и маточных питомников лекарственных растений, внедрение инновационных технологий;
обеспечить формирование и реализацию на основе грантовых конкурсов стартап-проектов по сооружению и переработке культурных плантаций лекарственных растений;
б) совместно с Торгово-промышленной палатой, Государственным комитетом по лесному хозяйству и Академией наук Республики Узбекистан образовать малое инновационное предприятие “Узбекистон доривор усимликлари” на условиях государственно-частного партнерства. При этом основными задачами данного предприятия определить создание образцового кластера лекарственных растений, внедрение и пропаганду результатов научно-исследовательских работ о лекарственных растениях, создание фитобаров в регионах, поддержку производителей лекарственных растений, привлечение средств международных финансовых институтов, зарубежных инвестиций.
Установить, что деятельность малого инновационного предприятия “Узбекистон доривор усимликлари” финансируется за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан, банковских кредитов, средств инициаторов, благотворительности, а также средств, поступающих от оказания услуг, средств международных финансовых институтов и иных источников, не запрещенных законодательством.
16. Министерству народного образования, а также Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:
с 2020/2021 учебного года включить в учебные планы системы среднего, среднего специального и высшего образования специальные часы о лекарственных растениях на срок до 2025/2026 учебного года;
до начала 2020/2021 учебного года совместно с Министерством сельского хозяйства, Государственным комитетом по лесному хозяйству и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан обеспечить включение сведений о лекарственных растениях в учебные программы, учебники и пособия;
с 2020/2021 учебного года создать фитобары в школах и высших образовательных учреждениях.
17. Кабинету Министров Республики Узбекистан принять меры по поэтапному созданию, начиная с 1 июня 2020 года, фитобаров во всех министерствах и ведомствах, Ташкентском международном аэропорту имени Ислама Каримова и местных аэропортах, всех типах автовокзалов, железнодорожных вокзалов, рынках, санаторно-курортных учреждениях и многолюдных местах.
18. Установить, что при создании субъектами предпринимательства фитобаров в государственных учреждениях, установленные размеры арендной платы за пользование объектами государственной собственности начисляются с уменьшением на 50 процентов.
При этом в случаях создания фитобаров с вендинговыми автоматами арендная плата за пользование объектами государственной собственности не начисляется.
19. Одобрить предложение Торгово-промышленной палаты, Министерства инновационного развития, Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан об образовании в центральном аппарате Торгово-промышленной палаты отдела по поддержке производителей лекарственных и пряных растений в рамках действующих штатных единиц.
При этом принять к сведению, что основными задачами данного отдела считаются поддержка интересов производителей лекарственных и пряных растений, организация выставок в зарубежных странах, создание электронной информационной системы, включающей в себя сведения о свойствах лекарственных и пряных растений и регионах их выращивания.
20. Заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан по вопросам развития аграрной и продовольственной сфер (У.Барноеву):
в двухнедельный срок утвердить адресный перечень кластеров, создаваемых производителями, переработчиками и экспортерами лекарственных растений, а также прогнозные показатели выращивания лекарственных растений в 2020 году;
ежегодно до 1 октября формировать перечень организаторов кластеров лекарственных растений на основе предложений Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей.
21. Государственной инспекции по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан совместно с Министерством здравоохранения, заинтересованными министерствами и ведомствами в двухнедельный срок внести в Кабинет Министров предложение по упрощению порядка выдачи карантинных разрешений на семена и саженцы, ввозимые для сооружения культурных плантаций и маточных питомников лекарственных растений.
22. Агентству по реализации проектов в области агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения на основе заказов Министерства сельского хозяйства, Государственного комитета по лесному хозяйству, Министерства инновационного развития и Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан в рамках реализации проектов в области лекарственных растений с участием международных финансовых институтов направить в зарубежные страны производителей, переработчиков и специалистов лекарственных растений.
23. Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента обеспечить:
создание малым инновационным предприятием “Узбекистон доривор усимликлари” образцовых кластеров лекарственных растений и фитобаров на местах;
выделение кластерам лекарственных растений земельных площадей, пригодных для выращивания лекарственных и пряных растений.
24. Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством инновационного развития, Государственным комитетом Республики Узбекистан по лесному хозяйству, заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
25. Возложить на Национальную телерадиокомпанию Узбекистана регулярную трансляцию специальных передач и роликов о медицинском значении лекарственных растений, их применении в медицине, народной медицине, сооружении естественных плантаций лекарственных растений, создании маточных питомников, внедрении инновационных технологий.
26. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Барноева У.И.
Президент
Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
10 апреля 2020 года.