О мерах по охране, культурному выращиванию, переработке дикорастущих лекарственных растений и рациональному использованию имеющихся ресурсов

11 апреля, 2020

Постановление Президента Республики Узбекистан

«О мерах по охране, культурному выращиванию, переработке дикорастущих лекарственных растений и рациональному использованию имеющихся ресурсов»

В последние годы в республике реализуются последовательные реформы по охране лекарственных растений, рациональному использованию природных ресурсов, сооружению плантаций по выращиванию лекарственных растений и их переработке.

750 видов из более 4,3 тысячи растений местной флоры считаются лекарственными, из них 112 видов зарегистрированы для применения в научной медицине, из которых 70 видов активно используются в фармацевтической промышленности.

В 2019 году экспортирована продукция, полученная из переработанных лекарственных растений, на сумму 48 млн долларов США.

Вместе с тем анализ показывает необходимость создания цепочки добавленной стоимости посредством охраны, сооружения плантаций и переработки лекарственных растений.

В целях создания благоприятной среды для дальнейшего развития выращивания и переработки лекарственных растений, повышения экспортного потенциала отрасли, а также интеграции образования, науки и процессов производства:

1. Одобрить предложения Министерства сельского хозяйства, Министерства инновационного развития, Государственного комитета по лесному хозяйству, Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан о создании с 1 мая 2020 года кластеров по выращиванию, хранению, первичной или глубокой переработке лекарственных растений (далее – кластеры лекарственных растений), а также специализации регионов на выращивании лекарственных растений.

2. Утвердить перечень регионов, специализируемых на выращивании лекарственных растений, согласно приложению.

3. Установить, что:

а) земельные площади кластерам лекарственных растений выделяются на основе соглашения, заключаемого между Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и инициаторами;

б) земельные площади кластерам лекарственных растений, создаваемым при участии иностранных инвесторов, выделяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан после подписания соглашения о внесении инвестиций с Министерством сельского хозяйства, на землях лесного фонда – с Государственным комитетом по лесному хозяйству.

При этом кластерам лекарственных растений выделяются земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, пригодные для выращивания лекарственных растений, не выделенные физическим и юридическим лицам, резервных земель, а также богарных земель и земель лесного фонда;

в) инициатором создания кластера лекарственных растений представляются соответственно в Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и Министерство сельского хозяйства Республики Узбекистан (на землях лесного фонда – в Государственный комитет по лесному хозяйству) следующие документы:

заявление для создания кластера лекарственных растений;

бизнес-план либо технико-экономическое обоснование реализации инвестиционных проектов по выращиванию, охране и переработке лекарственных растений, а также внедрению ресурсосберегающих технологий при организации деятельности кластера лекарственных растений;

справку о наличии необходимых объектов инфраструктуры (на основе права пользования) для ведения деятельности кластера лекарственных растений, а также имущества и других средств.

Председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимы областей при создании кластеров лекарственных растений несут персональную ответственность за отбор и формирование потенциальных юридических лиц, ведущих стабильную экономическую деятельность, имеющих необходимые объекты инфраструктуры, а также имущество и иные средства.

4. Определить основными задачами кластера лекарственных растений:

заключение договоров с производителями лекарственных растений о закупке выращенной продукции, обеспечение их семенами, минеральными удобрениями, техникой, топливом и иными средствами;

выращивание лекарственных растений, заготовку семян и саженцев, поэтапное сооружение современных плантаций лекарственных растений в специализированных регионах;

применение передовых достижений науки в выращивании и организации семеноводства лекарственных растений;

активное взаимное сотрудничество с международными организациями в выращивании и переработке лекарственных растений и поэтапное внедрение в отрасль инновационных решений (ноу-хау);

привлечение инвестиций и передовых технологий зарубежных компаний в выращивание и переработку лекарственных растений;

удовлетворение спроса внутреннего рынка на лекарственные растения и продукцию из них, а также их экспорт;

налаживание сотрудничества с зарубежными научно-исследовательскими центрами путем организации постоянного обмена опытом и информацией, участие в международных исследовательских программах, конференциях и симпозиумах.

5. Установить, что:

а) сооружение плантаций лекарственных растений с применением ресурсосберегающих технологий осуществляется за счет средств, выделяемых в рамках программы «Хар бир оила – тадбиркор» Государственным фондом содействия занятости, Фондом поддержки фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, международных финансовых институтов;

б) на кластеры лекарственных растений распространяются льготы, предусмотренные в:

Указе Президента Республики Узбекистан от 17 июня 2019 года № УП–5742 «О мерах по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве» – при введении в оборот земельных площадей;

постановлении Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2019 года №ПП–4422 «Об ускоренных мерах по повышению энергоэффективности отраслей экономики и социальной сферы, внедрению энергосберегающих технологий и развитию возобновляемых источников энергии» – при закупке установок возобновляемых источников энергии¸ энергоэффективных газогорелочных установок и котлов, а также иного энергоэффективного оборудования;

постановлении Президента Республики Узбекистан от 4 апреля 2019 года № ПП–4268 «О дополнительных мерах по своевременному оснащению аграрного сектора сельскохозяйственной техникой» – при приобретении сельскохозяйственной техники.

6. Одобрить предложения Министерства сельского хозяйства, Государственного комитета по лесному хозяйству, Министерства инновационного развития и Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан об освобождении до 1 января 2023 года от таможенных пошлин сырья, в том числе семян и саженцев, оборудования и специальной техники для сооружения культурных плантаций, а также вендинговых автоматов для фитобаров, не производимых в Республике Узбекистан, ввозимых кластерами лекарственных растений, производителями и переработчиками лекарственных растений по перечню, утверждаемому в установленном порядке.

При этом средства, высвобождаемые за счет предоставления таможенных льгот при ввозе вендинговых автоматов исключительно для организации фитобаров, направляются на техническое перевооружение и модернизацию производства.

7. Академии наук совместно с Министерством инновационного развития Республики Узбекистан:

в месячный срок сформировать и внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан перечень сокращающихся редких лекарственных растений естественного происхождения;

сформировать базу данных по научным исследованиям и новейшим инновационным разработкам о лекарственных растениях, проводимым научно-исследовательскими и высшими образовательными учреждениями с обеспечением ее обновления на системной основе;

создать коллекционный участок и генбанк лекарственных растений, применяемых в медицине;

в двухмесячный срок совместно с Агентством по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения внестина утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан план мер по внедрению механизмов организации производства лекарственных субстанций на основе глубокой переработки растительного сырья.

8. Министерству здравоохранения Республики Узбекистан:

а) совместно с Министерством инновационного развития Республики Узбекистан внести изменения в соответствующие акты о включении лекарственных растений наряду с лекарственными препаратами в минимальные стандартные рецепты в зависимости от свойств по предупреждению отрицательного воздействия химических лекарственных препаратов на организм;

создать фитобары в медицинских учреждениях, в том числе семейных поликлиниках и врачебных пунктах кишлаков (аулов) начиная с 1 июня 2020 года;

б) сформировать за счет средств Фонда поддержки и развития фармацевтической отрасли при Агентстве по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан единую базу данных, включающую в себя сведения об организациях и специалистах, оказывающих медицинские услуги с использованием методов народной медицины, их опыте работы и видах оказываемых услуг.

9. Агентству по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения ежегодно до 1 декабря вносить в Министерство сельского хозяйства, Министерство инновационного развития и Государственный комитет Республики Узбекистан по лесному хозяйству информацию о потребности фармацевтической отрасли (видах, объемах, технологических требованиях и других) в лекарственных растениях.

10. Образовать в центральном аппарате Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан Управление по развитию лекарственных и пряных растений численностью 5 штатных единиц на базе отдела развития лекарственных и пряных растений.

При этом формирование дополнительных штатных единиц данного управления осуществляется за счет сокращения 3 штатных единиц территориальных подразделений и системы Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан.

11. Научно-производственному центру сельского хозяйства и продовольственного обеспечения при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан образовать в Научно-исследовательском институте растениеводства отдел селекции, семеноводства и агротехники лекарственных растений в рамках действующих штатных единиц.

При этом возложить на данный отдел задачи по выращиванию лекарственных растений, проведению научных исследований в области селекции и семеноводства лекарственных растений, разработке агрохимических картограмм.

12. Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством здравоохранения, Министерством инвестиций и внешней торговли, Государственным комитетом Республики Узбекистан по лесному хозяйству, Агентством по реализации проектов в области агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения и коммерческими банками принять меры по привлечению средств и грантов международных организаций и финансовых институтов, зарубежных правительственных организаций для выращивания, переработки, сооружения культурных плантаций, организации семеноводства и маточных питомников лекарственных растений.

13. Установить, что:

разрешение на сбор (заготовку) и вывоз сокращающихся редких лекарственных растений естественного происхождения выдается с условием сооружения естественных плантаций в объеме не менее 50 процентов выделяемой квоты;

платежи, взысканные от разрешений на сбор (заготовку), ввоз и вывоз лекарственных растений, рассмотрения заявлений и выдачи разрешений (за исключением земель лесного фонда), направляемые в местный бюджет, расходуются для возмещения затрат на сохранение, проведение инвентаризации, сооружение культурных плантаций и создание маточных питомников лекарственных растений естественного происхождения, в том числе сокращающихся, а также разработку технологических карт выращивания лекарственных растений;

Совет Министров Республики Каракалпакстан и хокимияты областей несут персональную ответственность за расходование средств, направляемых в местные бюджеты для возмещения затрат на сохранение, проведение инвентаризации, сооружение культурных плантаций, создание маточных питомников лекарственных растений естественного происхождения, в том числе сокращающихся, а также разработку технологических карт выращивания лекарственных растений.

14. Государственному комитету Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды:

а) совместно с Академией наук:

принять меры по усилению охраны дикорастущих лекарственных растений, находящихся под угрозой исчезновения, а также их восстановлению путем сооружения естественных плантаций;

в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об отделении и взятии под охрану специальных зон, в которых имеются сокращающиеся редкие лекарственные растения;

б) совместно с Министерством сельского хозяйства, Государственным комитетом по лесному хозяйству и хокимиятами областей в месячный срок разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан порядок возмещения затрат на сохранение, проведение инвентаризации, сооружение культурных плантаций и маточных питомников сокращающихся лекарственных растений, а также разработку технологических карт выращивания лекарственных растений.

15. Министерству инновационного развития Республики Узбекистан в месячный срок:

а) совместно с Министерством сельского хозяйства обеспечить объявление грантовых конкурсов на фундаментальные и прикладные исследования, инновационные научно-технические проекты по сооружению плантаций лекарственных растений. При этом уделить особое внимание на сооружение культурных плантаций, организацию семеноводства и маточных питомников лекарственных растений, внедрение инновационных технологий;

обеспечить формирование и реализацию на основе грантовых конкурсов стартап-проектов по сооружению и переработке культурных плантаций лекарственных растений;

б) совместно с Торгово-промышленной палатой, Государственным комитетом по лесному хозяйству и Академией наук Республики Узбекистан образовать малое инновационное предприятие “Узбекистон доривор усимликлари” на условиях государственно-частного партнерства. При этом основными задачами данного предприятия определить создание образцового кластера лекарственных растений, внедрение и пропаганду результатов научно-исследовательских работ о лекарственных растениях, создание фитобаров в регионах, поддержку производителей лекарственных растений, привлечение средств международных финансовых институтов, зарубежных инвестиций.

Установить, что деятельность малого инновационного предприятия “Узбекистон доривор усимликлари” финансируется за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей при Министерстве инновационного развития Республики Узбекистан, банковских кредитов, средств инициаторов, благотворительности, а также средств, поступающих от оказания услуг, средств международных финансовых институтов и иных источников, не запрещенных законодательством.

16. Министерству народного образования, а также Министерству высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан:

с 2020/2021 учебного года включить в учебные планы системы среднего, среднего специального и высшего образования специальные часы о лекарственных растениях на срок до 2025/2026 учебного года;

до начала 2020/2021 учебного года совместно с Министерством сельского хозяйства, Государственным комитетом по лесному хозяйству и Министерством здравоохранения Республики Узбекистан обеспечить включение сведений о лекарственных растениях в учебные программы, учебники и пособия;

с 2020/2021 учебного года создать фитобары в школах и высших образовательных учреждениях.

17. Кабинету Министров Республики Узбекистан принять меры по поэтапному созданию, начиная с 1 июня 2020 года, фитобаров во всех министерствах и ведомствах, Ташкентском международном аэропорту имени Ислама Каримова и местных аэропортах, всех типах автовокзалов, железнодорожных вокзалов, рынках, санаторно-курортных учреждениях и многолюдных местах.

18. Установить, что при создании субъектами предпринимательства фитобаров в государственных учреждениях, установленные размеры арендной платы за пользование объектами государственной собственности начисляются с уменьшением на 50 процентов.

При этом в случаях создания фитобаров с вендинговыми автоматами арендная плата за пользование объектами государственной собственности не начисляется.

19. Одобрить предложение Торгово-промышленной палаты, Министерства инновационного развития, Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан об образовании в центральном аппарате Торгово-промышленной палаты отдела по поддержке производителей лекарственных и пряных растений в рамках действующих штатных единиц.

При этом принять к сведению, что основными задачами данного отдела считаются поддержка интересов производителей лекарственных и пряных растений, организация выставок в зарубежных странах, создание электронной информационной системы, включающей в себя сведения о свойствах лекарственных и пряных растений и регионах их выращивания.

20. Заместителю Премьер-министра Республики Узбекистан по вопросам развития аграрной и продовольственной сфер (У.Барноеву):

в двухнедельный срок утвердить адресный перечень кластеров, создаваемых производителями, переработчиками и экспортерами лекарственных растений, а также прогнозные показатели выращивания лекарственных растений в 2020 году;

ежегодно до 1 октября формировать перечень организаторов кластеров лекарственных растений на основе предложений Совета Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятов областей.

21. Государственной инспекции по карантину растений при Кабинете Министров Республики Узбекистан совместно с Министерством здравоохранения, заинтересованными министерствами и ведомствами в двухнедельный срок внести в Кабинет Министров предложение по упрощению порядка выдачи карантинных разрешений на семена и саженцы, ввозимые для сооружения культурных плантаций и маточных питомников лекарственных растений.

22. Агентству по реализации проектов в области агропромышленного комплекса и продовольственного обеспечения на основе заказов Министерства сельского хозяйства, Государственного комитета по лесному хозяйству, Министерства инновационного развития и Агентства по развитию фармацевтической отрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан в рамках реализации проектов в области лекарственных растений с участием международных финансовых институтов направить в зарубежные страны производителей, переработчиков и специалистов лекарственных растений.

23. Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента обеспечить:

создание малым инновационным предприятием “Узбекистон доривор усимликлари” образцовых кластеров лекарственных растений и фитобаров на местах;

выделение кластерам лекарственных растений земельных площадей, пригодных для выращивания лекарственных и пряных растений.

24. Министерству сельского хозяйства совместно с Министерством инновационного развития, Государственным комитетом Республики Узбекистан по лесному хозяйству, заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.

25. Возложить на Национальную телерадиокомпанию Узбекистана регулярную трансляцию специальных передач и роликов о медицинском значении лекарственных растений, их применении в медицине, народной медицине, сооружении естественных плантаций лекарственных растений, создании маточных питомников, внедрении инновационных технологий.

26. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Барноева У.И.

Президент

Республики Узбекистан                                                                                         Ш.МИРЗИЁЕВ

Город Ташкент,

10 апреля 2020 года.

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x