На жителей планеты «Земля» буквально «накатывает» Новый 2021 год и значит пришло время открыть двери сопутствующим новогодним атрибутам. Новогодний праздник способен заполонить все окружающее пространство и привлечь внимание всех органов чувств человека. Красочные фейерверки, шумные хлопушки и вкусные яства радует даже людей, давно переставших верить в сказочные чудеса. А для детворы новогодний праздник, несомненно, является самым любимым и долгожданным. Поэтому они с нетерпением ждут боя новогодних курантов и прихода Деда Мороза с мешком подарков за спиной.
Интересно, что в разных странах «зимнего дедушку» представляют по-разному. В Бельгии и Польше к детишкам приходит «Святой Николай», а в Скандинавских странах аналога Деда Мороза зовут — Йоулупукки. Благодаря рекламе «Кока-колы» самым медийно раскрученным персонажем является Санта-Клаус. Новогодний маркетинг — продвижение на рынке, уникальном по масштабу, но имеющем ярко выраженную сезонность. Забрендировав Новый год более 80 лет назад, «Кока-Кола» навсегда избавилась от проблемы сезонного спада продаж.
Хотя свои локальные «новогодние» дедушки по-прежнему популярны в своих странха. Это Дзед Мароз из Беларуси, Аяз Ата из Казахстана, Шахта Баба из Азербайджана, Каханд Папа из Армении и наш местный Корбобо. Который, кстати, в 2018 году Корбобо вошел в пятерку самых популярных Дедов Морозов в странах СНГ по версии аналитического агентства «ТурСтат».
Наш Корбобо (Qor bobo) встречает гостей вместе с внучкой Коркиз. Он одет в полосатый халат, красную тюбетейку и ездит на ослике. Но до сих пор доподлинно неизвестно, где же прописан и проживает сказочный дед. За прошедшие годы никто, точнее ни один из горных регионов страны, так и не воспользовался этим потенциально эффективным маркетинговым фактором. И волшебный дед так и существует без прописки.
Прописка дедушки приносит доход
Вотчина российского Деда Мороза в Великом Устюге. В резном тереме 12 комнат, где есть библиотека, обсерватория и музей. В окрестностях дома гуляют лошади и олени. На территории резиденции находится зоосад, школа волшебства и отделение почты. А белорусский «Дзед Мароз» живет в национальном парке Беловежская пуща. И резиденции «волшебных дедов» приносят стабильный доход. Но им, конечно, далеко по доходности до Санта-Клауса.
А штаб-квартира Санта Клауса официально открылась в 1985 году. «Деревней» называют целый комплекс построек, включающий собственно офис Санты, мастерские, где делают подарки и сувениры, торговый центр, кукольный театр и ресторан. Здесь же находится и один из официальных пунктов пересечения Полярного круга. Недаром адрес Деревни Санта-Клауса — «Финляндия, Рованиеми, Полярный круг». Рованиеми, где проживает 60 тысяч человек, выигрывает от стремительно растущей популярности зимнего туризма. Каждый год появляются новые гостиницы, и есть планы на строительство еще большего их числа. При этом строительство нового парка развлечений приведет в Рованиеми к росту до такого уровня, который редко увидишь на европейском севере. По оценкам инициаторов проекта, он приведет к увеличению общего дохода Финляндии от туризма на 4 млрд евро.
Иностранные снежные дедушки со времен «Маркетинговой упаковки от Кока-колы» с1930-х походят друг на друга до неразличимости. Борясь с издержками глобализации, дальновидные игроки рынка стали демонстрировать национальную специфику «санты» конкретного региона, делая новогодний туризм частью этнографического. Туризмологи стран старательно поддерживают или генерируют черты своих локальных сказочных персонажей , дифференцирующие продукт в глазах целевой аудитории. Эксперты подчеркивают, что правильно избранная персонификация праздника с полноценно сопутствующей мифологизацией способна стать брендом, «продающим» город, регион и даже страну. Процесс создания резиденции обычно инициирует развитие местного турбизнеса. Резиденция новогоднего деда — вот где маркетинговые усилия дадут выраженный эффект для раскрутки турпотенциала в горном регионе страны. И локацию новогоднего волшебника можно реализовать на базе городского музея, как филиала туристско-информационного центра, отмечает сайт agronews.uz.
Одной из точек роста для туристической индустрии нашей страны рассматривается CBT-туризм (Community Based Tourism– туризм, основанный на сообществах). Туристический бизнес Узбекистана, в том числе и сегмент CBT-туризма, обладает весьма существенным потенциалом для развития. Развитие туристического потенциала гостиничного бизнеса, особенно в сельских регионах страны, является необходимым компонентом социально-экономического развития в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
CBT-туризм – один из секторов туристической отрасли, который ориентирован на использование природных и иных ресурсов сельской местности и её специфики для создания комплексного туристского продукта. И новогодние праздники также являются хорошей почвой для разработки новых турпродуктов.
Сегодня в качестве одной из точек роста CBT-туризма в Узбекистане является Зааминский район, где резиденция Кор-бобо смотрелась крайне органично и популярность этого объекта смогла бы способствовать развитию внутреннего туризма. Потрясающие ландшафты и чистейший горный воздух, разнообразие фауны и растительного мира, древние места для паломничества и уникальная национальная здравница – это все Заамин. Корбобо нужно много сил, чтобы порадовать подарками детей Узбекистана, а значит фактор здоровья «волшебного аксакала» имеет немаловажное значение. Да и место для отдыха у нашего деда есть. Место «Бобо – ёнгок» расположено в Национальном парке Заамина и прославлено тем, что здесь растет орешина, которой больше 700 лет. Вот вам и готовый турпродукт!