Опасные методы маркетинга молочных смесей для младенцев

15 марта, 2022

Зачастую общественности не удается защитить детей и семьи от маркетинга продукции, наносящей ущерб их здоровью и развитию. Одним из наиболее вопиющих примеров этого является агрессивное продвижение на рынке молочных смесей для грудных детей и детей младшего возраста.

Маркетинг молочных смесей по своим последствиям значительно отличается от продвижения таких товаров широкого потребления, как шампуни, обувь или бытовая техника. Циничная тактика, применяемая для сбыта молочных смесей, подстегивает чрезмерное потребление, побуждает отказываться от грудного вскармливания, подтачивает уверенность матерей в своих силах и эксплуатирует естественное стремление родителей дать своим детям все самое лучшее.

Маркетинг молочных смесей входит в число самых недооцененных рисков для здоровья младенцев и детей. Однако за последние два десятилетия показатели исключительно грудного вскармливания младенцев в возрасте до 6 месяцев увеличились весьма незначительно, в то время как продажи молочных смесей выросли почти вдвое. Согласно оценкам, повсеместный переход к грудному вскармливанию дает возможность ежегодно предупреждать 800 000 случаев смерти детей в возрасте до пяти лет и 20 000 случаев смерти матерей от рака молочной железы[1].

Данная проблема имеет глубокие корни. В начале 1970-х гг. мировое сообщество обратило внимание на методы продвижения продукции производителями детского питания в Африке, Азии и Латинской Америки, которые приводили к негативным последствиям для здоровья из-за использования небезопасной воды и слишком разбавленных смесей.

После волны судебных исков и правительственных расследований, на фоне общего снижения показателей грудного вскармливания в мире Всемирная ассамблея здравоохранения призвала страны регулировать деятельность по продвижению такой продукции и в 1981 г. приняла Международный свод правил по сбыту заменителей грудного молока. Свод регулирует такие вопросы, как массовая реклама, акции в розничной торговле, маркетинг в учреждениях здравоохранения и маркировка продукции.

Спустя четыре десятилетия многие из этих недопустимых методов продолжают применяться во всем мире, теперь уже с использованием мощных каналов социальных сетей. Несмотря на принятие Свода и последующих резолюций, компании – производители молочных смесей, вооружившись гигантскими бюджетами, продолжают игнорировать международные рекомендации и размещают рекламу, систематически искажающую научные выводы.

Вот некоторые из этих лживых утверждений, распространяемых производителями молочных смесей:

  • Смеси с добавками стимулируют развитие головного мозга и иммунитет.
  • Смеси необходимы ребенку после 12 месяцев.
  • Грудное молоко не подходит для кормления более старших младенцев и детей.
  • Смесь насыщает младенца на более длительное время и помогает им спать.
  • Со временем качество грудного молока снижается.

Все это неправда. Все это наносит ущерб детям и матерям.

Примеры таких явлений были методично отобраны в новом исследовании ВОЗ и ЮНИСЕФ, проведенном на основе данных, собранных в Бангладеш, Китае, Мексике, Марокко, Нигерии, Южной Африке, Соединенном Королевстве и Вьетнаме.

Некоторые из этих примеров приводятся ниже:

Клубы кормления малышей. Организуются и работают под руководством компаний, производящих молочные смеси (иногда – подставных организаций); членам клубов предлагаются подарки и скидки, информация о беременности и родах и возможность круглосуточно обращаться в «службы заботы», где можно найти «поддержку и советы» при возникновении проблем со здоровьем, в том числе при COVID-19.

Маркетинговое воздействие на «болевые точки». Распространенный, но нередко завуалированный маркетинговый прием, имеющий целью убедить потенциальных покупателей, в том что у них имеется проблема, которую можно решить покупкой товара. Активно продвигаются «специализированные» и «комфортные» молочные смеси, в отношении которых беззастенчиво утверждается, что они позволяют устранить распространенные недомогания и особенности поведения младенцев, такие как колики, срыгивание и плач, хотя их эффективность не подтверждается достаточными данными.

Адресная работа с медиками. Систематическое взаимодействие производителей с медицинскими специалистами, поликлиниками и больницами с целью убедить их продвигать молочные смеси. Для влияния на действия и рекомендации медицинских работников практикуется спонсорство, проведение учебных мероприятий и раздача подарков, в том числе предлагаются денежные средства, а в некоторых случаях – комиссионные.

В ходе проведенного нами опроса женщин в нескольких странах выяснилось, что более половины опрошенных сталкивались с маркетингом молочных смесей, а в некоторых странах доля таких респондентов доходила до 97%.

Разумеется, молочные смеси нужны матерям и родителям, которые по самым разным причинам, в том числе из-за отсутствия поддержки со стороны социальных и медицинских служб, не могут обеспечить ребенку грудное вскармливание. Именно маркетинг молочных смесей, а не сама эта продукция препятствует взвешенному принятию решений и создает угрозу грудному вскармливанию и здоровью ребенка.

Настало время положить конец неэтичному маркетингу смесей. Призываем правительства принять и осуществлять законодательство, соответствующее положениям Свода. Призываем медицинских специалистов и их ассоциации отстаивать доброе имя науки и выдавать рекомендации исключительно в интересах общественного блага. Призываем инвесторов требовать этичных методов ведения бизнеса. И призываем платформы социальных сетей не допускать применения методов, пагубных для детского здоровья.

Нельсон Мандела однажды сказал, что «ничто так красноречиво не описывает душу общества, как его обращение со своими детьми». Маркетинг детских смесей ведется по лекалам рекламы других товаров, таких как табак, нездоровая пища, сахаросодержащие напитки и азартные игры.

Пора прекратить жертвовать здоровьем ребенка ради прибылей корпораций.

[1] Victora CG, Bahl R, Barros AJ, França GV, Horton S, Krasevec J, Murch S, Sankar MJ, Walker N, Rollins NC; Lancet Breastfeeding Series Group. Breastfeeding in the 21st century: epidemiology, mechanisms, and lifelong effect. Lancet. 2016 Jan 30;387(10017):475-90. doi: 10.1016/S0140-6736(15)01024-7.

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x