В новом отчете ЕБРР и ФАО показаны пути обезуглероживания агропродовольственных систем

25 июня, 2022

В новом отчете Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) представлен всесторонний взгляд на обезуглероживание агропродовольственных систем, что необходимо и достижимо.

Отчет « Инвестирование в углеродную нейтральность: утопия или новая зеленая волна? » Проблемы и возможности для агропродовольственных систем , опирается на мнения широкого круга заинтересованных сторон и определяет пять областей для действий по продвижению повестки дня по декарбонизации.

Последний доклад Организации Объединенных Наций о климате напоминает нам, что часы тикают, чтобы сократить выбросы, обуздать глобальное потепление и решить климатический кризис, пока не стало слишком поздно. Мировые агропродовольственные системы должны внести свой вклад.

Выбросы агропродовольственной системы составляют 21–37 процентов от общего объема антропогенных выбросов парниковых газов (ПГ), в зависимости от оценок. В то же время изменение климата оказывает неблагоприятное воздействие на субъектов агропродовольственной системы по-разному: от мелких фермеров до крупных производителей продуктов питания. Повышение температуры, изменение характера осадков и сбои в цепочках поставок уже влияют на производство продуктов питания, подрывая глобальные усилия по борьбе с голодом. В результате к 2050 году число людей, страдающих от голода, может достичь одного миллиарда человек.

Эти уязвимые места являются ярким напоминанием о необходимости преобразования этих систем, говорит директор Инвестиционного центра ФАО Мохамед Мансури: «Нам необходимо удвоить усилия и мобилизовать больше инвестиций, знаний и инноваций, чтобы сделать наши агропродовольственные системы более экологичными, устойчивыми, продуктивными и более эффективны для обеспечения здорового и полноценного питания, хороших рабочих мест и биоразнообразия».

«Сельское хозяйство является как причиной, так и жертвой изменения климата, и оно должно быть частью решения проблемы изменения климата», — добавил он, указывая на возможность использования систем продовольствия и землепользования для сокращения выбросов и действия в качестве поглотителя углерода. Существенным может быть только экономический потенциал сельскохозяйственной деятельности по смягчению последствий: согласно оценкам Пятого оценочного доклада МГЭИК, к 2030 году он может достичь около 4 ГтCO2-экв. в год-1, что эквивалентно примерно 7 процентам текущих общих антропогенных выбросов. Это может привести к потенциальной экономической выгоде в сотни миллиардов долларов.

В отчете утверждается, что частный сектор может многое выиграть от декарбонизации агропродовольственных систем, включая снижение затрат, снижение рисков, защиту ценности бренда, обеспечение долгосрочной жизнеспособности цепочки поставок и получение конкурентных преимуществ.

В нем также отмечается, что некоторые компании взяли на себя амбициозные цели по сокращению выбросов. Но усилия были неравномерными. Во-первых, достижение углеродной нейтральности по-прежнему является добровольным. Кроме того, для небольшой компании стать углеродно-нейтральной может быть значительно дороже, чем для более крупной. И это может варьироваться от сектора к сектору.

Потребители часто не готовы платить надбавку за углеродно-нейтральные продукты, что в сочетании с низкой скрытой ценой выбросов означает, что не все подходы к сокращению выбросов углерода окупаются для участников агропродовольственной системы. Кроме того, компенсационные затраты — при текущих ценах на углерод — могут быть намного ниже, чем затраты на сокращение в секторах с интенсивным выбросом.

В отчете определены пять областей действий, которые показывают, что различные заинтересованные стороны — политики, агробизнес, фермеры, международные организации — могут сделать для ускорения перехода к более экологичным агропродовольственным системам: (i) стратегически нацелиться на углеродную нейтральность, (ii) улучшить и стандартизировать инструменты и методы, (iii) продвигать эффективные механизмы управления, (iv) напрямую поддерживать компании и фермеров в декарбонизации и (v) обучать и распространять информацию о углеродной нейтральности.

Правительства могут задавать тон с помощью политики, стратегий и дорожных карт, включая твердую приверженность своим определяемым на национальном уровне вкладам (NDC). Они могут регулировать выбросы углерода или создавать стимулы для внедрения низкоуглеродных технологий, а также поддерживать развитие прозрачных и эффективных углеродных рынков. Измерение углеродной нейтральности может стать серьезной проблемой для частных компаний. Правительства могут помочь, определив, упростив и согласовав международно признанные стандарты учета выбросов углерода. В отчете отмечается острая необходимость в более совершенных, более стандартизированных инструментах и ​​методах сбора данных и измерения, отчетности и проверки выбросов, а также в надежных механизмах управления. для руководства низкоуглеродными инвестициями и соблюдения требований частного сектора. Особенно,

Льготное финансирование и стимулы, а также развитие углеродных рынков и инструментов «зеленого» финансирования могут помочь компаниям и, в конечном итоге, фермерам в декарбонизации своей деятельности. Также важно развивать потенциал и обмениваться знаниями на всех уровнях, от фермеров и компаний до поставщиков услуг и потребителей. Простая, более прозрачная и надежная информация о воздействии продукта на окружающую среду может повлиять на покупательские привычки потребителей.

В 2020 году ЕБРР принял амбициозный подход к переходу к «зеленой» экономике, и по состоянию на 2021 год он профинансировал более 2000 проектов, которые, как ожидается, позволят ежегодно сокращать выбросы углерода на 100 миллионов тонн. ФАО стремится помогать странам в достижении их целей в области устойчивого развития, и с этой целью ФАО поддерживает страны в продвижении развития производственно-сбытовых цепочек с низким уровнем выбросов углерода.

Инвестиционный ландшафт развивается; банки согласовывают цели нулевых выбросов, а управляющие активами все чаще стремятся обезуглероживать свои портфели, управляя климатическими рисками. Это может иметь далеко идущие последствия от крупных транснациональных корпораций до уровня мелких фермерских хозяйств.

В этом контексте ЕБРР и ФАО считают, что новая «зеленая волна» — посредством инвестиций, исследований, обязательств и действий — может радикально преобразовать агропродовольственные системы и продвинуть вперед путь к низкоуглеродному будущему.

0
Would love your thoughts, please comment.x
()
x